Школьная пораНаучить учиться. Мотивация детей к учебе.

Модератор: Наталька

Аватара пользователя

Автор темы
Эллира
Сообщения: 3321
Зарегистрирован: 07.06.2014
Откуда: Башкортостан
Вероисповедание: православное
Дочерей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Эллира » 22 сен 2016, 09:17

Давайте в этой теме поговорим о том, как расширить кругозор детей, привить им любознательность, желание знать и помнить, интересоваться, вникать, делать заметки на полях...
Попалась такая статья
Автор: Наташа Романова
Источник

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру). В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Беларуси или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге",с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, -приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" -подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.. В старшей группе из 15 человек ( возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный"," тот, кто живет один", "человек, который иждевал"," кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчечего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено. Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и тд),практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый"," бирюзовый","толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе , прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья". На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так:" это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули". Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один - внимание - ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки"," это клетки в зоопарке","старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто". О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня"(справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство - то есть все без исключения - не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох - и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают,кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто","церковные люди", "Виктор Цой". Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил - узнать у него ответ невозможно, так как на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой - "революция"- только пожимает плечами. Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?".Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки" - а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает:про улицу-то они , может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель. Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь"," Манданштан" , а вчера наша картотека пополнилась вариантом" Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель").

Есть миф, что, мол, "дети" ( "детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии. Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем : Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало - я тоже уже писала об этом год назад. А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии - Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах ,где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе. А один написал, что нет такого народа - "это брет" (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья - "бочка на воде" - из двух вариантов ответа он сделал один. Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер.(некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (уч-ся 8 класса, есть 14 лет) указал 41-98г., а другой - 12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы - правильные. Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: " мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва",анти библия","история", "свитки","алах" и тд, а вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик, перешедший в 8 класс). В конце идут вопросы "блиц" - любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет".

Она 2014 года, правда, но по моим ощущениям, изменилось за 2 года что-то если только со знаком "минус".
И если вокруг одно лихо
И если кругом слишком тонко
Люби всех нас, Господи, тихо... (с)

Реклама
Аватара пользователя

Сентябринка
Сообщения: 2091
Зарегистрирован: 24.02.2015
Откуда: Город-герой
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 1
Образование: высшее
Профессия: педагог
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Сентябринка » 22 сен 2016, 23:46

Из своего опыта работы с детьми могу добавить статью.
7 - 8 класс - где-то 60 % не могли ответить, что такое "бескорыстный". В большинстве ассоциировалось это слово с "жадным". Причем слово "корысть" знают большее количество, но приставку "бес", то есть ее отсутствие не учитывали. А вот слово "самоотверженный" вроде и объяснили, но смысл так и не уловили. Вставить в текст никто не смог. С историей дело более-менее, лучше. о ВО большинство знает. Так же и с революцией дело. Но у нас в школе сильный преподаватель истории. Да и события последних лет, сильно пробудили патриотический дух. А вот, когда я завела речь об "героях ВО в семьях", никто ответить не мог. Никто не знает, воевал ли кто-то из родственников (пра-, прапра-)
И по теме. Многое,во-первых, зависит от учителя. Мне, например, не повезло с учителями английского и химии. Результат - я эти предметы не знаю совсем. А, поскольку, та же учитель химии, была и у моих родителей, они мне тоже помочь не могли. Зато они привили мне любовь к книгам. Так что, во-вторых, от родители тоже очень важный пример.
Мы со своими детьми много беседуем на разные темы. Они уже в курсе, что такое биология и ее разделы. Что ботаника - это растения, а зоология - животные. Муж просвещает в плане физики и черчения. И т. д. и т. п. И конечно, история. Дети знают некоторую родословную. Знают основные исторические события. Что их предки воевали. Все это узнается в ненавязчивых беседах.
Еще хотелось бы добавить, что при чтении я останавливаюсь на значении некоторых слов. Не дожидаюсь, пока дети спросят.
Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
(оптинские старцы)

Аватара пользователя

vetla
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 13.09.2016
Откуда: Донецк
Вероисповедание: православное
Сыновей: 3
Дочерей: 3
Образование: высшее, имею учёную степень
Профессия: воин ополчения Донбасса
Ко мне обращаться: на "вы"
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение vetla » 24 сен 2016, 18:28

Эллира:Источник цитаты Давайте в этой теме поговорим
Давайте. От приведенной статьи в шоке. "Я не в это время живу, не с теми детьми общаюсь?" - это была моя первая реакция на прочитанное. Я не педагог, и круг моего общения с детьми сужен до внуков и их друзей вхожих в наш дом, а так же детей моих знакомых и друзей. Это дети обучающиеся в обычной общеобразовательной школе ничем не отличаются от своих сверстников. Они живо интересуются окружающим их миром, вполне грамотно изъясняются устно, не путаясь в основных понятиях и относительно грамотно излагают свои мысли на бумаге. Я задала сама себе вопрос - как может быть такое несоответствие с фактами приведенными в статье? Ответ напрашивается сам - автор статьи описала наиболее вопиющие факты. Откуда же берутся неучи? Кто виноват? Думаю, не буду оригинальна - родители и окружение.
Давайте будем честны, именно родители изначально влияют на окружение детей, формируя первый круг общения и познания мира. Так сказать, выводим детей на их беговую дорожку. Именно от нас зависит, будет ребёнок общаться и набираться "от ногтей" дворового фольклора или ... Поэтому, считаю, что говорить нужно исключительно о роли родителей в обучении детей и мотивации их к познанию мира. В связи с этим вопрос, многие ли из нас регулярно водят маленьких детей в музеи и театры, стимулируют интерес к познанию истории своей семьи, рода страны? Многие ли из нас прививают детям привычку к познанию прекрасного, привычку интересоваться и самостоятельно искать правильный ответ? Уверена, не многие к сожалению. Вспомните, как часто мы отмахиваемся от бесконечных как, почему, отчего и иже с ними? У нас банально не хватает терпения отвечать на бесконечную череду вопросов и мы предпочитаем отмахнуться или в лучшем случае переложить ответственность за обучение на школу - придёт время, в школе расскажут. А ведь, посеяв привычку, мы пожинаем характер! Так что, как ни крути, а наши дети, это наше отражение. Именно наша лень, занятость, нежелание - отговорок и оправданий может быть много, приводит к тому, что дети не знают и не хотят знать больше, чем тот минимум, который они впитывают от окружения не прилагая усилий.
Напрашивается ответ - хочешь мотивировать детей к учёбе, учись сам и не ленись вовремя делиться своими знаниями с детьми. А то, ведь мы начинаем учить детей не тогда когда они нас спрашивают и готовы слушать и слышать, а тогда, когда мы уже явно видим пробел в образовании. И тогда, крики, нотации, принуждение и ... разочарование от результатов такого воспитания.

Аватара пользователя

Акка Кнебекайзе
Смешарики, вперед!
Сообщения: 9037
Зарегистрирован: 19.12.2012
Откуда: из Сибири
Вероисповедание: православное
Сыновей: 4
Дочерей: 0
Профессия: старуха свеШница 99-го уровня
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Акка Кнебекайзе » 26 сен 2016, 06:14

Хорошую статью нашла в тему:

http://www.pravmir.ru/yuliya-gippenreyt ... o-rebenku/
Дети и родители в обучении, если мы говорим о школах, страдают от отсутствия мотивации. Дети не хотят учиться, и не понимают. Многое не понимается, а выучивается. Вы по себе знаете – когда читаешь книгу, не хочется ее запомнить наизусть. Нам важно схватить суть, по-своему прожить и пережить. Этого школа не дает, школа требует учить от сих до сих параграф.
Получается, начиная с возраста, когда ребенок карабкается на стульчик, ребенок слышит – а давай я тебя подсажу. Дальше в школе родители продолжают контролировать, а если нет, то они ребенка раскритикуют. Если дети не будут слушаться, то мы их накажем, а если они будут слушаться, то станут скучными и безынициативными. Послушный ребенок может окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить. Тот счастливый, успешный человек, которого мы в начале нарисовали, не получится. Хотя мама или папа очень ответственно подходили к своим воспитательным функциям. Поэтому я иногда говорю, что не надо воспитывать ребенка.
сколько ни лей воды, никогда не изменишь суть –
просто быть, просто действовать, просто быть действием,
прямо в этот момент просто быть частью этой песни.

Аватара пользователя

Автор темы
Эллира
Сообщения: 3321
Зарегистрирован: 07.06.2014
Откуда: Башкортостан
Вероисповедание: православное
Дочерей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Эллира » 26 сен 2016, 07:29

К детскому саморазвитию нужно относиться очень внимательно. Сейчас стали распространяться методики раннего развития, раннего чтения, ранней подготовки к школе. Но дети должны до школы играть!

Согласна на все 100.
Вся учеба-это игра! В первую очередь должно быть интересно, причём, интересно не столько получить оценку, сколько узнать что-то и рассказать другому.
И если вокруг одно лихо
И если кругом слишком тонко
Люби всех нас, Господи, тихо... (с)


Искра
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07.03.2016
Вероисповедание: православное
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Искра » 27 сен 2016, 03:49

Какая интересная, а главное, важная тема! Смотрю на своих младших сестер и вижу, что школа отбивает вообще всякую охоту учиться. А я думала, что это я просто такая ленивая, что меня тошнит от учебы. :lol: Я пробовала понять, почему так происходит, и мне пришли в голову некоторые мысли. Мне кажется, что это оттого, что у детей нет никакой мотивации учиться (я сейчас имею ввиду именно учебу в школе, с сидением над учебниками и т. д.) Да какая вообще серьезная мотивация к учебе может быть у ребенка в начальной школе? Сидеть над тетрадями скучно и неприятно. Хорошо закончить школу? Или может поступить в институт? :unknown: Конечно нет. А им с раннего возраста изо всех сил впихивают в головы абсолютно бесполезную с детской точки зрения информацию, да еще и заставляют по полдня сидеть за партой. Вот они и сопротивляются такому воздействию как только могут. Но выход же есть! В таком возрасте все схватывается налету , нужно только сделать так, чтобы ребенку было интересно, преподнести в игровой форме.


Искра
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 07.03.2016
Вероисповедание: православное
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Искра » 27 сен 2016, 12:32

Будет немного свободного времени- постараюсь написать одну забавную историю на эту тему :)


mashuta4
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 21.09.2016
Откуда: Харьков
Вероисповедание: православное
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение mashuta4 » 18 янв 2017, 11:25

У нас тут проблема - ЕГЭ сдать. Активно советы ищем ссылка и готовимся.

Аватара пользователя

Людмила Ф
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 21.03.2016
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Сыновей: 3
Дочерей: 1
Re: Научить учиться. Мотивация детей к учебе.

Сообщение Людмила Ф » 18 янв 2017, 19:51

Искра:Источник цитаты нужно только сделать так, чтобы ребенку было интересно, преподнести в игровой форме.
На эту тему начала читать занятную книгу "Учение с увлечением" Соловейчика. Она советского периода и, соответственно, содержит вкрапления советской идеологии, но здравые мысли я уже встречаю. Что там дальше будет по мере прочтения, не могу сказать :unknown: , но- вот есть такая книга.
Стоит мост на семь вёрст, а в конце моста золотая верста.


Вернуться в «Школьная пора»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость