Дивен Бог во святых своихСветильницы Соловецкой обители

Модератор: Странница

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 22 мар 2015, 17:01

(по материалам книги "Соловецкая обитель:история и святыни", 2014)
Изображение

"Соловки не место отдыха, но место подвига"

...В 13-14 веках Русь постоянно находилась под угрозой нашествия монголо-татарских войск. С юга и с востока, с запада её старались потеснить германцы, шведы, датчане и литовцы, внутреннее единство нарушалось междуусобной борьбой за княжеские уделы и титул великого князя, уцелевшие от баталий города опустошались моровыми поветриями.
Ничто не обещало благоустроенности и устойчивости земной жизни, и взоры многих обращались к жизни духовной. Вера помогала преодолеть смертный ужас перед татарином или вероломным соседом, сохранить любовь и милосердие по отношению к ближним. Предельным выражением веры во всемогущий и всеспасающий Промысел Божий было следование Христу – принятие ангельского образа.

За двести лет владычества монголов на русской земле возникло вдвое больше иноческих обителей, чем за два с половиной столетия со времени основания Русской Церкви. В монастыри уходили не для того, что бы скрыться от государственных бедствий за стенами, но для того, что бы путем полного самоотречения обрести внутреннюю свободу. Многие иноки, стремясь к высшим степеням духовной жизни, оставляли благоустроенные монастыри, уходили в пустыню или глухие места, строили себе хижину или копали пещеру и подвизались в уединении.

Жажда духовного подвига в русском обществе, обещавшая последующее восстановление государственной независимости, не находила удовлетворения в системе церковного устроения 14 века. Тогда митрополит Алексий, опираясь на поддержку патриарха Константинопольского Филофея, попытался возродить в русских монастырях строгий общежительный устав, на основании которого преподобным Феодосием Печерским была устроена жизнь Киево-Печерской обители.

Эта задача была возложена на преподобного Сергия Радонежского. Он смиренно принял это благословение. Превращение обители отшельников на Маковце в общежительный монастырь было для прп.Сергия шагом к устроению малого образа Царства Святой Троицы – грядущего царства праведников, живущих по заветам Спасителя и являющих миру достижимость и действенность главных христианских идеалов – любви и единомыслия.
Свято-Троицкая обитель прп.Сергия стала той духовной лампадой, от которой возгорелось множество светильников церковных на Русском Севере, в том числе и на Соловках.

Во время игуменства преподобного Зосимы в Соловецкой обители утвердился общежительный монастырский устав и выработался особый тип соловецкого подвижнечества - это сочетание деятельной и созерцательной жизни, в соединении труда и молитвы: «И тружахуся постом и молением, купно же и ручным делом: овогда землю копаху, иногда же древеса на устрой монастырю заготовляху, иногда дров множество секуще, готовляху и росол морской, черплюще, и тако соль варяху и даяху купцем, приходящим к острову, и от них взямаху всякое орудие на потребу монастырскую… И тако от своих трудов и потов питахуся. Бе бо их числом братии с игуменом блаженным Зосимою двадцать и два и бе всем подвиг о обители, яко едина душа в разных телесах тщание».

Изображение
Изображение


"Древнерусское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных" В.О. Ключевский

Тропарь, глас 8
Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна-моря,
преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе,
вы бо крест Христов на Рамо вземше, усердно Тому последовасте и,
чистотою Богови приближевшеся, отонудуже силами чудес обогатистеся.
Темже и мы любезно притекаем ко святым мощем вашим и умильно глаголем:
о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим


Изображение

Преподобный Савватий, новоначальник Соловецкого иночества

Первым монахом, избравшим для поселения Соловецкие острова, был преподобный Савватий.

Он принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где подвизался под руководством самого преподобного Кирилла Белозерского – ученика и продолжателя преподобного Сергия Радонежского.

Из первоначальной редакции жития преподобных Зосимы и Савватия следует, что инок Савватий подвизался в Кирилловой обители примерно в 1425-27 годы. Скорее всего, после кончины преподобного Кирилла 9 июня 1427 года преподобный Савватий покинул обитель. Но остается неизвестным, из каких краев и когда пришел прп.Савватий в монастырь. Но в житии точно сказано, что он был в числе первых иноков, поселившихся с прп.Кириллом.

Послушание, кротость и смирение привлекали к нему любовь братии и игумена, и все почитали его как «образ во всем тамо пребывающим во всех добродетелях». Савватий же себя укорял: «Славу от человек принимаешь, а славы Божией не ищешь». И, узнав, что на Ладожском озере на острове Валаам есть пустынный монастырь Преображения Господня, решил переселиться туда.

Там приходилось ему трудиться на самых тяжелых работах, и все исполняя в молчании, без лености и прекословия, ибо он желал того подвига, что бы плоть покорить духу. И истончив свое тело соделал его жилищем Святого Духа.
Видя, что игумен и братия почитают его ради добродетельного жития, Савватий рассудил: «Лучши ми есть отлучитися от пребывания места сего, нежели честь приимати и похвалы».

Между тем, прп.Савватий узнал, что на севере есть остров Соловки: «пуст и человеческого пребывания неприятелен; ради зимнего времени… имяше же посреде себя озера многи и рыбы разные, и по раздолиям всяко древеса имяше, и ягодочия многа разны бяху, и сосния древеса велия..» Услышав это, преподобный Саватий «сердечно уязвися безмолвия любовию» и стал просить игумена благословения отпустить его на поиски того острова. Однако игумен и братия не пожелали расстаться со святым старцем. Тогда, предав себя на волю Божию, преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель.

*****
...продолжение следует...
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Реклама
Аватара пользователя
Дуняша
Сообщения: 4182
Зарегистрирован: 04.12.2011
Откуда: Тридевятое царство
Вероисповедание: православное
Образование: высшее, имею учёную степень
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Дуняша » 22 мар 2015, 17:10

Шелест, Ира, ждала я от тебя эту тему! :Bravo: :chelo: :Rose:
Молись Богу,от Него победа.
А.Суворов

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 22 мар 2015, 17:13

Дуняша, :prdance:
:) Эту книгу я купила на Соловках! Она ценна тем, что её нету в открытом доступе в интернете :good:
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 18 янв 2016, 22:36

Преподобный Зосима

Изображение
Тропарь, глас 4:
Изволением Божественного разума/ вселился еси в пустыню/ и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители,/ равно Ангелом житие на земли пожив,/ в молитвах, и трудех, и пощениих/ образ был еси твоим учеником./ Отонудуже Бог, видя твое благое изволение,/ умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудре,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,/ Зосимо преподобне, отче наш.

Кондак, глас 8:
Христовою любовию уязвися, преподобне,/ и Того Крест славный, на рамо взем,/ понесл еси, божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы, яко копие в руце, имый,/ крепко ссекл еси бесовская ополчения.// Тем зовем ти: радуйся, преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Зосимо, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Молитва (преподобным Зосиме и Савватию Соловецким): О Преподобнии и Богоноснии отцы наши Зосимо и Савватие, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечества нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо и Савватие! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.


Преподобный Зосима происходил из деревни Часовинской, его родителями были благочестивые Гавриил и Мария. (О происхождении прп.Зосимы есть две версии)
Еще в юности с Божией помощью случилось ему повстречать старца Германа, который прежде жил с блаженным Савватием на острове Соловецком.
В духовной беседе преп.Герман рассказал Зосиме о блаженном Савватии, о его подвигах и трудах.

В 1436 году пр. Зосима похоронил родителей, роздал наследство бедным, и вместе с преп. Германом отправился к Соловецкому острову.
Путешествие их было благополучно, и они пристали к острову, близ пресноводного озера. Здесь, поставив себе из древесных ветвей кущу, пустынники совершили всенощное бдение, моля Господа благословить намерение их.

Господь утешил их пророчественным видением: утром преподобный Зосима, выйдя из кущи, увидел необыкновенный свет, осиявающий всю окрестность, и на востоке, на воздухе, прекрасную и великую церковь. Удивлённый этим видением, пустынник поспешил в кущу. О. Герман, заметив перемену в лице своего сожителя, спросил его, не видел ли он чего-либо необыкновенного? Пр. Зосима рассказал ему всё, что видел. При этом святой Герман, вспомнив о чудесном прогнании мирян с острова ещё при Савватии и о пророчестве, что здесь будут жить иноки, сказал пр. Зосиме: "Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберёт множество монахов". Рассказ о. Германа о событии при Савватии утешил пр. Зосиму, и они решились строить монастырь. Помолившись Богу, пустынники принялись рубить лес для построек, поставили ограду и кельи. Своими руками они добывали себе пропитание, возделывая и засевая землю. Но эти телесные труды нисколько не ослабляли молитвенных подвигов их.

Изображение

Впрочем, пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель населенною иноками.
По окончании зимы, Герман приплыл с рыбаком Марком, пожелавшим разделить с преподобными уединение, а также привез достаточное количество пищи и мрежи для рыбной ловли. Вскоре Марк принял монашеское пострижение и был первым учеником Преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, строили себе кельи подле келий пр. Зосимы и Германа, и снискивали пропитание трудами рук своих.
Преподобный Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня, на том месте, где было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви приделал небольшую трапезу и открыл общежитие. Таким образом основалась Соловецкая обитель, до ныне сохраняемая милостию Божиею, несмотря на все пережитые ею испытания.

Изображение

Устроив монастырь, пр. Зосима послал одного инока в Новгород, к архиепископу Ионе, с просьбою о назначении игумена и за благословением на освящение храма. Святитель Иона определил Соловецким игуменом иеромонаха Павла, который, по прибытии в Соловки, освятил церковь Преображения Господня.
Но этот игумен, не вынося трудностей пустынной жизни, скоро возвратился в Новгород. То же случилось и с преемником его — игуменом Феодосием.
Тогда братия Соловецкого монастыря положили на общем совете — не брать себе игуменов из других монастырей, а избирать из среды своей.
Приводя в исполнение своё решение, они отправили к новгородскому архиепископу посланных, с просьбою, чтобы он призвал отца их — Зосиму и рукоположил его в священство и игуменство, хотя бы и не без сопротивления со стороны смиренного старца.

Святитель Иона Новгородский так и сделал: вызвав к себе письмом Преподобного, убедил его принять священство и игуменство. Получив для своей обители богатые жертвы граждан, состоящие из денег, одежд, сосудов, съестных припасов, Преподобный с честью был отпущен владыкою в Соловки. С радостию братия приветствовали возвращение своего уважаемого и любимого настоятеля. Знамение благодати Божией ещё более усилило общее почтение к препод. Игумену. Когда он совершал в своей обители первую литургию, то лицо его светилось, как лицо ангела, и церковь исполнилась особенного благовония. Преподобный, по окончании богослужения, благословил просфорою некоторых купцов, бывших в то время в обители, а они, выйдя из церкви, по неосторожности, обронили её. Проходя мимо, инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то и не мог, по причине поднимавшегося пламени. Приблизившись, Макарий увидел, что это просфора, потерянная купцами. Подняв её, инок принёс к преподобному игумену и, к немалому удивлению всех, рассказал своё видение.

С умножением братий, прежняя деревянная церковь оказалась тесною. Пр. Зосима построил новую, больших размеров, в честь Успения Божией Матери, а также поставил много келий и распространил монастырь. Кроме того, в благословение увеличивающейся обители своей, он решился перенести мощи преподобного Савватия, скончавшегося на реке Выге и погребённого при тамошней часовне. В этом намерении Преподобный окончательно утвердился посланием иноков Кирилло-Белоезерского монастыря.

"Мы слышали,— писали иноки,— от пришельцев из вашей страны о Соловецком острове, что он издревле был необитаем, по причине неудобства морского пути, а теперь на этом острове, по воле Божией и ходатайству Пресвятой Богородицы, вашим старанием сооружён монастырь честнаго Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, собралось множество братии и всё устроилось прекрасно. Только вы лишены одного блага — именно забыт вами препод. Савватий, прежде вас живший на этом месте, скончавшийся в посте и труде, подобно древним преподобным отцам, совершенный в добродетели. Он всею душою возлюбил Христа, удалился от мира и получил блаженную кончину. Некоторые иноки нашего монастыря, будучи в Новгороде, слышали повествование боголюбивого Иоанна, как он на реке Выге сподобился видеть преподобного Савватия и получить от него духовное наставление, и, по кончине, похоронил его с Игуменом Нафанаилом. Рассказал Иоанн нашим братиям, как Бог, по молитвам преподобного Савватия, чудесно сохранил его с братом Феодором от потопления в море. Мы слышали, что у гроба его совершились и другие знамения и чудеса. Он угодник Божий, и мы свидетели добродетельной жизни его, потому что этот блаженный отец довольно пожил с нами в Кирилловском монастыре. Поэтому мы даем вам духовный совет — не лишайтесь такого дара, поспешите перенести к себе преподобного и блаженного Савватия, чтобы мощи его находились там, где он потрудился много лет".

Изображение

Такое послание, как нельзя более, согласовалось с желанием самого препод. Зосимы и Соловецкой братии. Приготовив корабль, они отправились с попутным ветром на поморское прибрежье. Достигнув реки Выги и откопав гроб препод. Савватия, они нашли мощи нетленными, невредимою и самую одежду — в воздухе разлилось необычайное благоухание. С пением священных песней, Соловецкие иноки перенесли св. раку на корабль и с попутным ветром благополучно достигли своей обители. Первоначально честные мощи были положены в земле, за алтарём Успенского собора, и над ними устроена часовня. Многие болящие, приходя сюда с верою, получали исцеления по молитвам Преподобного.
Изображение
О. Зосима каждую ночь горячо молился в этой часовне, и часто утренняя заря заставала его на молитве. Купец Иоанн, бывший при погребении Савватия, и с братом своим Феодором, имея к нему особенную любовь, написал образ Преподобного и с щедрым подаянием вручил его игумену Зосиме.
С благоговением, приняв и лобызав изображение первоначальника Соловецкого, о. Зосима поставил его в надгробной часовне и обратился к Преподобному со следующими словами: "Хотя ты и окончил временную жизнь телом, но не отступай от нас духом, руководствуй нас ко Христу Богу, наставляя соблюдать заповеди Господни, носить крест свой и последовать нашему Владыке. Имея дерзновение ко Христу и Пречистой Богоматери, будь молитвенником и ходатаем о нас недостойных, жительствующих в этой обители, которою ты начальствуешь; будь помощником и заступником пред Богом нашему братству, чтобы мы, по твоим молитвам, пребыли невредимыми от злых духов и людей, прославляя св. Троицу, Отца, Сына и св. Духа".

Кончина преподобного Зосимы

Пред смертью старец (схимонах Зосима Соловецкий) поболел и долго, однако, не решался принимать схиму. Он думал, что если выздоровеет, то ему, как схимнику, которых, как почтеннейших старцев, естественно уважали, уже не дадут работать на ряду с братией, а работать ему хотелось до последнего вздоха. На благо родной обители. Какая поучительная черта подвижнического характера, особенно для тех, кто стремится к высшим санам и чинам, в надежде на приятный покой! (Олонецкие Епарх. Ведом., 1910 г., № 14-й)

Преподобный Зосима, достигнув маститой старости и предчувствуя приближение кончины, стал приготовляться к переходу в вечность.
Он устроил себе гроб и часто со слезами смотрел на него, памятуя свою смерть.

Когда постигла его болезнь, то, призвав братию, говорил им: "Вот я отхожу из этой временной жизни, а вас предаю всемилостивому Богу и Пречистой Богородице; скажите, кого желаете иметь игуменом вместо меня!"
При этом случае выразилась общая любовь учеников к своему учителю. Все со слезами говорили умирающему игумену своему: "Мы хотели бы, отец наш, с тобою быть погребёнными, но это не во власти нашей; пусть же Тот, Кто возвестил тебе отшествие из этой жизни, Христос Бог наш, пусть Он даст нам чрез тебя наставника, который управлял бы нами ко спасению; да почиют над нами благословение и молитвы твои — позаботившись о нас в этой жизни, не оставляй нас сирыми по отшествии твоему к Богу".

Преподобный отвечал: "Я сказал вам, дети, что предаю вас в руки Господа и Пречистой Богородицы, а так как вы относительно игумена возложили свое упование на Бога, Пречистую Богоматерь и мое смирение, то да будет вам игуменом Арсений — он способен к управлению монастырём и братиею",— этими словами препод. Зосима вручил игуменство благочестивому иноку Арсению.

"Вот я поставляю тебя, брат, строителем и управителем св. обители этой, и всей братии, собранной любовию к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе, и других монастырских обычаев, уставленных мною; пусть всё это будет целым и ненарушимым.
Господь да направит стопы ваши к деланию заповедей Своих, молитвами Пречистой госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника Своего препод. Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрёл благодать пред Богом, когда, по моём отшествии, обитель распространится, соберётся множество братии, это место процветёт духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости".


Изображение

Сказав всё это братии, он целовал их в последний раз, всех благословил, с воздеянием рук молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе; наконец, перекрестился и произнёс: "Мир вам!" После этого, подняв потухающие глаза вверх, проговорил:
"Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда Ты придёшь во славе судить живых и мёртвых и воздать каждому по делам".
Затем, преподобный Зосима лег на одр и предал душу свою Господу, для Которого трудился всю свою жизнь. Это было 17 апреля 1478 г.

Совершив отпевание, иноки похоронили своего игумена в гробе, который он сам приготовил, за алтарём Преображенского собора, а впоследствии устроили над его могилою часовню, в которой поставили св. иконы. Все верующие, притекая сюда с молитвою, получали, по молитвам Преподобного, облегчение скорби и исцеление болезней.
Московский собор, бывший при митрополите Макарии в 1547 году, положил, наряду с другими отечественными святыми, совершать память преподобного Зосимы в день его кончины 30 апреля(по новому стилю).

Изображение
Последний раз редактировалось Шелест 18 янв 2016, 22:59, всего редактировалось 4 раза.
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 18 янв 2016, 22:44

ПРОРОЧЕСТВО

Основание и распространение Соловецкой обители возбудили зависть недоброжелательных людей. Многие из Корельских жителей, а также поселенцев боярских и служителей, вельможных господ, приплывали к острову, ловили в озёрах рыбу, а монастырю ловить не позволяли, называя себя хозяевами и владельцами Соловецких островов. В жару спора они обижали Пр. Зосиму и всех иноков досадными словами и делали им всякие неприятности: даже грозили разорить обитель и выгнать оттуда монахов. Преподобный игумен решился отправиться к святителю Феофилу Печерскому, архиепископу новгородскому и просить у него помощи и защиты. В Новгороде Пр. Зосима был благосклонно принят архиепископом, который советовал ему изложить свои нужды пред главными боярами, управлявшими городом. Пр. Зосима обошёл их домы и просил не допустить обитель свою до разорения: все знатные люди обещали ему свою помощь. В то время особым богатством и влиянием отличалась боярыня Марфа Семеновна Борецкая или Марфа-Посадница. Её поселенцы особенно часто обижали Соловецкий монастырь. Заслышав о Соловецком игумене и предубежденная против него наговорами, она повелела с бесчестием отогнать его от своего дома. С терпением и кротостью принял Пр. Зосима это бесчестие и пророчески сказал: "Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет".

Видя доброе расположение бояр к Соловецкой обители, святитель Феофил Печерский вновь призвал их к себе, вновь изложил им обиды монастырю от пришлых людей и убедил помочь монастырю. Игумен получил от доброхотных дателей много пожертвований на нужды обители церковными сосудами, св. одеждами, золотом, серебром, хлебом. Скоро (1479 ?) и сама Марфа Посадница раскаялась, что оскорбила Преподобного и, желая загладить причиненную ему обиду, пригласила его к себе на обед. Отец Зосима, по своему назлобию, принял это приглашение и, когда вошел в дом боярыни, то был с честию встречен самою хозяйкою и всем семейством её и посажен на почетном месте. Все ели и пили с знаками живейшего удовольствия, а Преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении опустил глаза; взглянув в другой и третий раз, он видел то же самое, именно: шесть главнейших бояр сидящими без голов. Поняв, что означает это видение, Преподобный вздохнул и прослезился, и уже не мог вкушать ничего из снедей, как ни просили его собеседники. После обеда Марфа, испросив у пр. Зосимы прощение за прежнее оскорбление, дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотою. Когда Преподобный вышел из дома её, то ученик его, Даниил, спрашивал его о причине скорби и слёз во время обеда; о. Зосима объяснил ему своё видение, заметив, что эти шесть бояр будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя по возвращении Преподобного в обитель, исполнилось и пророчество его о запустении дома Борецкой, и видение во время обеда. Смирив Новгород силою оружия, великий князь Иоанн III повелел казнить тех бояр, которых преподобный Зосима видел обезглавленными, а Марфу Борецкую отправить в ссылку. Имение её было разграблено, дом и двор запустели.

Изображение

источник http://www.solovki.ca/people_18/boretskaia.php
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 20 янв 2016, 01:51

Преподобный Герман Соловецкий - первый инок Соловецкой обители

Изображение

Летом 1428 года вместе с рыбаками Пр. Герман прибыл на Поморский берег. Приблизительно в это же время и Преподобный Савватий, постриженик Валаамской обители, искал уединенного места для своих подвигов. Господь помог Преподобному отыскать человека, пожелавшего разделить с ним пустынную жизнь. Этим человеком стал инок Герман, почти год живший отшельником при часовне в селе Сорока на реке Выге. В житии преподобных Зосимы и Савватия говорится: "И пришел Савватий на реку Выг, там была часовня. И встретил он там некоего монаха, по имени Герман, был же он родом из карельских людей".

Герман рассказал Савватию о Соловецком острове. Поэтому он подтвердил Пр. Савватию все то, что тот уже слышал об этом острове от местных жителей. И вот, посоветовавшись между собой и помолившись Богу, подвижники решили отправиться на Соловецкий остров. Приготовив лодку, еду и вещи, Савватий и Герман пустились в плавание по Белому морю, возложив все свое упование на Господа. Иноки поселились под горой, названной ими Секирной, на расстоянии одной версты от берега. Герман и Савватий поставили крест и небольшую келью и "начали жить о Господе, в непрестанных трудах, молитве и пении псалмов". "Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых".
Было это в 1429 году.
В 1435 году, когда почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. В 1436 году они достигли Большого Соловецкого острова и вскоре основали общежительный монастырь.

Подвижник Герман более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в будничных трудах природные тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

СМЕРТЬ ГЕРМАНА СОЛОВЕЦКОГО

В 1479 году игумен Арсений послал Пр. Германа в Новгород. Там, в обители Пр. Антония Римлянина (Антониевом монастыре), исповедовавшись и причастившись Животворящих Таинств, святой Герман мирно отошел ко Господу. Соловецкие иноки повезли его тело в Соловецкую обитель, но из-за распутицы принуждены были похоронить у часовни в деревне Хавроньиной на реке Свири.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

В 1484 году, игумен Исаия благословил перенести мощи Пр. Германа в Соловецкую обитель. Честные мощи святого были обретены нетленными. Святые мощи преподобного с честью положили с правой стороны алтаря в монастырском храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, рядом с мощами Пр. Савватия. Впоследствии над местом погребения Пр. Германа была устроена часовня, а в 1860 году в обители был освящен каменный храм его имени.

В 1990 г. мощи трех Соловецких чудотворцев были переданы Церкви и до августа 1992 г. хранились в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1992 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, мощи Пр. Зосимы, Пр. Савватия и Пр. Германа Соловецких были возвращены в обитель.

Мощи Пр. Германа Соловецкого ныне пребывают в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском Монастыре Архангельской Епархии Русской Православной Церкви (пос. Соловки, Архангельская область, Россия).

ТРОПАРЬ. ЗОСИМЕ, САВВАТИЮ И ГЕРМАНУ СОЛОВЕЦКИМ

Яко светильницы явистеся всесветлии
во отоце окияна моря,
преподобнии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе,
вы бо крест Христов на рамо вземше,
усердно Тому последовасте
и, чистотою Богови приближившеся,
отунудуже силами чудес обогатистеся.
Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем:
о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.


Изображение

ТРОПАРЬ И ТОТЕМСКАЯ ИКОНА

Около 1602 года прп.Герман явился пресвитеру Григорию, служившему в городе Тотьме, и повелел ему написать его образ вместе с Преподобными Зосимой и Савватием и составить ему тропарь. Пресвитер Григорий исполнил повеление Святого. Все с верою приходившие к иконе прп. Германа получали исцеления от болезней. Празднование преподобному, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иоакима (1674 - 1690) и архиепископа Холмогорского Афанасия, совершается с 1692 года.

Сохранилось рукописное житие святого, составленное около 1627 года иноком Соловецкой обители.
К Житию приложено описание чудес, совершившихся от иконы Пр. Германа в Тотьме.

В Иконописном подлиннике приводится внешний облик Святого: "Подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы монашеския, в руке свиток, а в нем написано: "Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ моего явления".

Изображение



источник http://www.solovki.ca/saints_11/11_01.php
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 23 янв 2016, 15:05

Вчера, 22 января, день памяти свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Изображение

Великий князь Василий взял Феодора Колычева ко двору, и юный Иоанн полюбил его. Но в малолетство Иоанна жизнь при дворе была вдвойне опасна: опасна для жизни от крамол боярских, опасна и для сердца от разврата. Горькая судьба, постигшая родственников Феодора (Колычевы пострадали за преданность князю Андрею (дяде царя Иоанна) в суровое правление великой княгини Елены. Один из них был повешен, другой пытан и долго содержался в оковах. ), не могла не подействовать на его сердце: юноша живо почувствовал греховность и пустоту светской жизни. В один воскресный день (5 июня 1537 года) случилось ему во время литургии слышать слово Спасителя: "Никтоже может двема господинома работати". Божественные слова так поразили его, что он решился навсегда расстаться с миром. Это было на 30-м году жизни.

Феодор тайно в одежде простолюдина удалился из Москвы и близ озера Онеги в деревне Хижах пробыл несколько времени в занятиях поселянина, чтоб остаться незамеченным в случае поиска; потом явился в Соловецкую обитель, не знаемый никем, и принял на себя суровые работы: сын знаменитых и славных родителей рубил дрова, копал в огороде землю, работал на мельнице и на рыбной ловле. Испытанный в течение полутора года, Феодор Колычев пострижен по желанию своему в монашество с именем Филиппа и отдан под надзор опытному старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского. Игумен Алексий послал нового инока в монастырскую кузницу, и Филипп колотил железо тяжелым молотом; потом заставили его работать в хлебне. Везде Филипп оказывался лучшим послушником; несмотря на тяжелую работу, он никогда не оставлял церковной молитвы — первым являлся в храм и последним выходил из него. После Девятилетних подвигов смиренный послушник по единодушному желанию всей братии посвящен в сан игумена (в 1548 году) и много потрудился для обители преподобного Зосимы и Савватия (Труды святого Филиппа в звании игумена Соловецкого подробно изложены в сочинении преосвященного епископа Леонида "Жизнь святого Филиппа митрополита". Душеполезное Чтение, 1861, ч.II, с. 58).

Таков был новый избранник, вызванный в Москву на престол митрополии. Первый взгляд на царя должен был произвести тяжкое впечатление на благочестивого игумена: беспокойный, раздражительный вид, зловещий огонь некогда ясных очей, внезапная, ранняя потеря волос должны были высказать опытному старцу всю несчастную повесть души царевой, пожираемой страстями. Царь надеялся, что найдет в Филиппе советника, который ничего не имеет общего с мятежным, по мнению Иоанна, боярством, как удаленный от него сначала образом мыслей и правилами воспитания, потом монашеством на острове Белого моря. Самая святость Филиппа должна была служить укором для бояр — в глазах царя недостойных и нечестивых. Иоанну казалось, что если он вручит подобному человеку жезл первосвятительский, то угодит Богу ревностию к благу Церкви и себе доставит надежного молитвенника и духовного утешителя. Притом он мог надеяться, что смиренный отшельник не станет вмешиваться в дела правления, а, сияя добродетелью, будет и царя освещать ею в глазах народа. Он принял Соловецкого игумена с честью, говорил и обедал с ним дружески; наконец объявил, что желает видеть его на кафедре митрополита. Филипп долго не соглашался принять высокий сан. "Не могу, — говорил он со слезами, — принять на себя дело, превышающее силы мои: отпусти меня Господа ради; зачем малой ладье поручать тяжесть великую?" Царь настаивал на своем. Филипп объявил наконец, что исполнит волю царя, но с тем, чтоб уничтожена была опричнина, от которой страдает держава Русская. Иоанн отвечал, что опричнина нужна для царя и для царства, что против него все умышляют. Святители уговорили Филиппа согласиться на волю гневного царя: "Не вступаться в дела двора и опричнины, после поставления не удаляться с митрополии за то, что царь не уничтожил опричнины, но советоваться с царем, как советовались прежние митрополиты". Таким образом святой Филипп оставил за своею совестию свободу и долг печаловаться за невинно гонимых и говорить о правде евангельской (Право "печалования", или заступничества, за осужденных и гонимых искони принадлежало святителям русским. В грамотах самого Иоанна и отца его читаем: "для отца своего митрополита государь прощает".). В первое за тем время дела шли спокойно. Развратная опричнина притихла, опасаясь пустынного святителя. Царь осыпал его ласками и вниманием уважительным. Москва радовалась, увидя тишину с появлением нового митрополита.

В последней половине 1567 года снова поднялись дела опричнины: доносы, клеветы, убийства, грабежи; особенно по возвращении из безуспешного похода литовского царь был в сильном раздражении, и этим пользовались злодеи. Над стонами невинных смеялись они и предавались гнусным делам. Уже многие знатнейшие бояре сложили головы, кто в Москве, кто по городам; одни в истязаниях, другие под ударом топора на плахе, некоторые пали от собственной руки Иоанна. Уже не только вельможи мнимо опасные, но и мирные безвестные граждане, страшась наглости кромешников, были в отчаянии, запирались в домах, и Москва как будто замерла от ужаса; опустели площади и улицы столицы. Среди страшного безмолвия несчастные ожидали только, не раздастся ли за них единственный спасительный голос — голос Филиппа... Между тем митрополит убеждал владыку Новгородского Пимена и других епископов стать за правду пред лицом гневного государя. Но уже не было в живых святого Германа Казанского, "непобедимого о Бозе ревнителя", а прочие трепетали от малодушия.

Тогда ревностный первосвятитель не устрашился и один, без помощников, вступить в подвиг: он отправился увещевать Иоанна в Александровскую слободу — эту берлогу разврата и злодейств.
"Державный царь! — говорил он наедине Иоанну. — Облеченный саном самым высоким, ты должен более всех чтить Бога, от которого принял державу и венец; ты образ Божий, но вместе и прах. Властелин тот, кто владеет собою, не служит низким похотям и не волнует в самозабвении собственную державу". Иоанн закипел гневом и сказал: "Что тебе, чернецу, до наших царских дел?"

Святитель отвечал: "По благодати Святого Духа, по избранию священного Собора и по вашему изволению, я — пастырь Христовой церкви. Мы с тобою должны заботиться о благочестии и покое православного христианского царства".
— "Молчи", — сказал Иоанн.
"Молчание неуместно теперь, — продолжал святитель, — оно размножило бы грехи и пагубу. Если будем выполнять произволы человеческие — какой ответ дадим в день Пришествия Христова? Господь сказал: "Да любите друг друга: больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за друга своя. Аще в любви Моей пребудете, воистину ученицы Мои будете".

Твердый начетчик книжный, Иоанн отвечал словами Давида: "Искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущий душу мою, ищущий злая мне".
— "Государь! — сказал святитель. — Надобно различать добрых людей от худых: одни берегут общую пользу, а Другие говорят тебе неправду по своим видам: грешно не обуздывать людей вредных, пагубных тебе и царству; пусть водворится любовь на месте разделения и вражды".
— "Филипп! — сказал Иоанн. — Не прекословь державе нашей, чтобы не постиг тебя гнев мой, или оставь митрополию".
— "Я не посылал, — отвечал святитель, — ни просьб, ни ходатаев и не наполнял ничьих рук деньгами, чтобы получить сан святительский. Ты лишил меня пустыни моей. Твори, как хочешь".

С того времени опричники стали настойчиво вооружать царя против митрополита. Царь возвратился в Москву, и казни возобновились. К святителю приходили вельможные и простые и со слезами умоляли его о защите. Святитель утешал несчастных словами Евангелия: "Дети! — говорил он. — Господь милостив! Он не посылает искушений более, чем можем понести; надобно быть и соблазнам, но горе тому, кем соблазн приходит. Все это случилось с нами по грехам нашим, для исправления нашего; да и счастие обещано нам не на земле, а на небе". В крестопоклонное воскресенье (2 марта 1568 года) царь пришел в храм соборный. Он и опричники были в черных одеждах, с высокими шлыками на головах и с обнаженными оружиями. Иоанн подошел к митрополиту, стоявшему на своем месте, и ждал благословения. Святитель безмолвно смотрел на образ Спасителя. Опричники сказали: "Владыко! Государь пред тобою, благослови его". Филипп, взглянув на Иоанна, сказал: "Государь! Кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и исказив благолепие твоего сана! Ни в одежде, ни в делах не видно царя. У татар и язычников есть закон и правда, а на Руси нет правды; в целом свете уважают милосердие, а на Руси нет сострадания даже для невинных и правых. Убойся, государь, суда Божия. Сколько невинных людей страдает! Мы здесь приносим жертву бескровную Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская! Грабежи и убийства совершаются именем царя". Иоанн распалился гневом и сказал: "Филипп! Ужели думаешь переменить нашу волю? Не лучше ли быть тебе одних с нами мыслей!" — "К чему же вера наша? — отвечал святитель. — Не жалею я тех, которые пострадали невинно: они мученики Божии; но скорблю за твою душу". Иоанн пришел в неистовство и грозил казнями: "Нам ли противишься ты? Увидим твердость твою!" — "Я пришлец на земле, как и все отцы мои, — тихо отвечал святитель, — готов страдать за истину". Вне себя от ярости Иоанн вышел из храма. Пред собор епископов явился чтец с гнусною клеветою на святителя. Новгородский владыка Пимен, унижавшийся пред царем, сказал вслух: "Митрополит царя обличает, а сам делает гнусности". Тогда исповедник правды сказал Пимену: "Любезный! Человекоугодничеством домогаешься ты получить чужой престол, но лишишься и своего". Чтец тогда же со слезами сознался, что его заставили угрозами говорить клевету. Святитель, простив чтеца, предал себя в волю Божию. "Вижу, — говорил он духовным сановникам, — что хотят моей погибели, и за что же? За то, что никому не льстил я, не давал никому подарков, не угощал никого пирами. Но что бы ни было, не перестану говорить правду — не хочу носить бесполезно сан святительский".

Такую же смелость обличения показал святитель и во время крестного хода (28 июля), куда Иоанн явился с опричниками в полном их наряде. В то время, когда пришел царь, святитель хотел читать Евангелие и, преподавая мир всем, увидел опричника в тафье. "Державный царь! — сказал святитель. — Добрые христиане слушают Слово Божие с непокрытыми главами; с чего же эти люди вздумали следовать магометанскому закону — стоять в тафьях?" — "Кто это такой?" — спросил царь. Но виновный спрятал тафью, а товарищи его сказали, что митрополит лжет и восстает на царя. Иоанн вышел из себя, грубо ругал святителя, называл его лжецом, мятежником, злодеем, клялся, что уличит его в преступлениях.

Стали искать лжесвидетелей против святителя в Соловецком монастыре, но там все называли Филиппа праведным и святым; наконец игумен Паисий, которому обещали сан епископа, монах Зосима и с ним еще некоторые, недовольные строгостью Филиппа еще во время его игуменства, согласились быть клеветниками против святителя. Составили донос. В Москве Паисий в присутствии царя и духовенства со всею наглостию обвинял Филиппа.

Святитель кротко сказал Паисию: "Что сеешь, то и пожнешь". И, обратясь к царю, говорил:
"Государь! Не думаешь ли, что боюсь я смерти? Достигнув старости, готов я предать дух мой Всевышнему, моему и твоему Владыке. Лучше умереть невинным мучеником, чем в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония. Оставляю жезл и мантию митрополичьи. А вы все, святители и служители алтаря, пасите верно стадо Христово; готовьтесь дать отчет и страшитесь Небесного Царя более, чем земного".

Святитель снял с себя белый клобук и мантию. Но царь остановил его, сказав, что ему должно ждать суда над собою, заставил взять назад утварь святительскую и еще служить литургию 8 ноября. При начале литургии ворвался в соборный храм один из гнусных любимцев царских, Басманов, и вслух при народе прочел осуждение Филиппу. Опричники бросились в алтарь, сорвали со святителя облачение, одели в рубище, вытолкали из храма, посадили на дровни и повезли в Богоявленский монастырь, осыпая его бранью и побоями. Толпы народа со слезами провожали святителя, а он спокойно благословлял народ.
Пред вратами обители он сказал народу: "Дети! Все, что мог, сделал я, если бы не из любви к вам, и одного дня не оставался бы я на кафедре...
Уповайте на Бога, терпите".

Несколько дней страдал неустрашимый исповедник правды — в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелою колодкой на шее, лишенный хлеба.
Сюда Иоанн прислал ему голову любимого его племянника и велел сказать ему: "Вот твой любимый сродник, не помогли ему твои чары".
Святитель встал, благословил и поцеловал голову и велел возвратить царю кровавый подарок.
Наконец Иоанн сослал Филиппа в заточение в Тверской Отроч монастырь.

Прошло около года, как святой Филипп томился в заточении.
В декабре 1569 года двинулся царь со своею дружиною карать Новгород и Псков за мнимую измену.
Тогда по воле Иоанна Малюта Скуратов (Любимец Иоанна и начальник опричников, закоренелый злодей, "муж каменносердечный", по выражению первого жизнеописателя святого Филиппа.) явился в келью Филиппа и с видом смирения сказал: "Владыко святый! Преподай благословение царю на путь в Новгород".
Святитель знал, зачем явился Малюта. Еще за три дня до того сказал он бывшим при нем: "Вот приблизился конец моего подвига", и причастился Святых Тайн. Злодею отвечал он: "Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом". Сказав это, он стал на молитву и просил Господа, да приимет дух его с миром. Малюта задушил святителя подушкою и сказал настоятелю, что бывший митрополит умер от угара. Это было 23 декабря 1569 года. Так окончил земную жизнь свою великий святитель, положивший жизнь за стадо свое! Многими богоугодными, великими иерархами просияла Церковь Русская, но в числе их один только мученик за правду и человеколюбие: слава его нетленна, как нетленны самые останки его."

Мощи святителя Филиппа

В 1537 году игуменом Алексеем Юреневым, был пострижен сын богатого боярина Степана Колычева Федор и наречен в иночестве Филиппом (будущий мученик, святой митрополит московский). Он был воспитан при царском дворе и ребенком играл вместе с Иоанном Грозным.
Игуменом был избран в 1548 г. Вся Соловецкая обитель была им заново обстроена после пожаров и достигла при нем особого благоденствия и процветания. Он сделал из своих богатств огромные клады, украсил обитель новыми каменными соборами Преображенским и Успенским с братскою трапезой. Вместо древних каменных кликал и бил — были отлиты настоящие колокола. Святое озеро расширено и соединено каналами с другими озерами; проведены всюду по острову хорошие дороги, устроен большой скотный двор на Муксольмском острове. Выстроена каменная водяная мельница, кирпичный завод, заведены сельскохозяйственные машины и определено жалованье рабочим. В Новгороде устроено Соловецкое подворье. Иоанн Грозный очень любил св. Филиппа и осыпал обитель милостями, подарил приморскую область с церковью Климента, папы Римского, волость Сороку с церковью пресв. Троицы, волость Суму, соляные варницы и пожаловал грамоту на беспошлинную продажу 10 тыс. пудов соли.

Для безмолвной молитвы св. Филипп часто удалялся в Иисусову пустынь в 2,5 верстах от обители. Там теперь построена часовня его имени.
После 18 лет подвижнической жизни и трудов игуменства св. Филипп был призван царем Иоанном Грозным на престол митрополита московского и всея России. В этот же год, уже без святителя был окончен строившийся 8 лет Преображенский собор с приделом преподобных Савватия и Зосимы. Их нетленные мощи после освящения собора в день Преображения Господня, были перенесены в их придел 8-го августа 1566 года Иеромонах Спиридон был послан к царю с частицами мощей и святою водою.

Всем известен лютый конец царствования Иоанна Грозного с опричниной и казнями и мученическая кончина св. Филиппа; святитель всенародно без страха обличал царя в его зверствах и был заточен в Тверской монастырь, где удушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1570 г. (память св. Филиппа 22-го января по н.ст. -- перенесено с 9 января);
но не всем известен прискорбный факт предательства братией Соловецкого монастыря своего великого игумена.
Чтобы обличить св. Филиппа в несуществующей крамоле и лишить сана, по повелению царя, в Соловецкий монастырь выезжала специальная следственная комиссия. Игумен Паисий с соборными старцами (келарь, эконом, казначей, ризничий) наклеветали на св. Филиппа, но после сами за это и пострадали. Царя страшно мучила совесть за невинно пролитую кровь св. мученика и он обрушился на клеветников. Игумен Паисий был сослан на Валаам, другие тоже разосланы по разным монастырям и Соловецкий монастырь долго был в опале. Перед своей кончиной Иоанн Грозный смирился, покаялся и снова просил соловецких иноков молиться о своих согрешениях и поминать всех им убиенных. В 1591 г. игумен Иаков, ученик св. Филиппа, перенес его мощи из Тверского монастыря в Соловецкий. Нетленное тело страдальца погребено под папертью церкви преподобных Зосимы и Савватия. Над мощами совершилось много чудес. 31-го мая 1646 г., по благословению патриарха московского Иосифа, мощи были открыты и перенесены в Преображенский собор, где поставлены в новой раке, справа от иконостаса. Но в 1652 году мощи святителя были перенесены в Москву. В Соловецком монастыре были оставлены только частицы мощей. Второй раз обитель лишилась своего святого игумена.

Мощи св. Филиппа были в Москве встречены царем, всем духовенством и народом. 19 июля 1652 года мощи были положены в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Из серебра, отбитого у французов М. И. Кутузовым, 52 фунта (21,3 кг) было использовано на возобновление раки митрополита Филиппа.
В этом же году игумен Соловецкий Илия, по указу Алексея Михайловича, по случаю рождения царевны Евдокии, посвящен Новгородским митрополитом Никоном в архимандриты с установлением отныне в Соловецком монастыре архимандрии.

Изображение

МЕСТА В МОСКВЕ, СВЯЗАННЫЕ С ПАМЯТЬЮ СВЯТОГО ФИЛИППА

• В Москве рядом со станции метро "Проспект мира" есть храм святого Филиппа, построен в 1677 году на месте встречи царем мощей настоятеля обители Соловецкой и митрополита Московского. Через 100 лет храм был перестроен архитектором М.Ф.Казаковым, и стал одним из лучших образцов московского классицизма.
Изображение

• У Яузских ворот высится величественный храм Петра и Павла. Он возведен на средства бояр Колычевых, которые накрыли им находившуюся на погосте могилу Малюты Скуратова, когда-то убившего самого знаменитого члена их рода - святителя Филиппа. Потомки святого выполнили его заповедь "любить врагов ваших".

http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_a ... ычёв).html

Изображение
Икона Божией Матери "Хлебная" или Запечная

Икона Божией Матери "Хлебная" явилась святителю Филиппу Московскому, когда тот подвизался в Соловецкой обители.
В миру боярин Феодор Колычев, в 30-летнем возрасте он покинул государственную службу и в простых одеждах тайно удалился на Крайний Север.
Не открыв своего имени, он трудился на общих послушаниях как простой монах. Вскоре благоговейного послушника назначили в пекарню - изготовлять просфоры и хлебы на братскую трапезу.
Нелегко было знатному боярину на этом весьма тяжелом послушании, однако, несмотря на все тяготы, он не оставлял молитвы. Матерь Божия, к Которой всегда с особым усердием прибегал инок Филипп, утешила послушника явлением ему Своего чудотворного образа. Случилось это в 1540-х гг.
Новую икону Богоматери Филипп поставил на месте своего послушания - близ хлебопекарной печи и с тех пор имел обыкновение все новоиспеченные просфоры и хлебы поставлять перед ней, как бы принося Самой Матери Божией. Братия, приходя за просфорами и хлебом, взимала их от образа, как от рук Самой Пречистой. Икону стали именовать также "Запечной" или "Хлебной".
После мученической кончины св. Филиппа в 1569 г. (память - 22 января н.ст.) образ "Хлебной" Богоматери стал одним самых чтимых в Соловецкой обители и прославился во многих концах Святой Руси.
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщения: 9605
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: Светильницы Соловецкой обители

Сообщение Шелест » 26 янв 2017, 07:45

Сегодня 26 января день памяти прп. Елеазара Анзерского

Изображение
Житие
Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов Севрюковых. По благословению родителей он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха († 1628; память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году по благословению игумена он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы.
В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий патриарх Никон. Царь Михаил Феодорович (1613–1645), зная о подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель.
Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги «Цветника», в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в глубокой старости.
Тропарь преподобного Елеазара Анзерского
глас 3
Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Елеазара Анзерского
глас 1
Яко лучу тя солнечную, Христос показа, преподобне,/ сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/ уставлявши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/ радуйся, Елеазаре, отче наш,/ страны Беломорския похвало и утверждение.

Молитва преподобному Елеазару Анзерскому
О преподобне отче наш Елеазаре, Богоизбранный начальниче и основателю безмолвнаго иноческаго жития в пустыни Анзерстей, дарованной ти милостию царевою, сущия ради в тебе благодати пророческий. Молим тя мы, смиреннии и недостойнии, испроси, угодниче Божий, у Вседержителя Бога, в Троице покланяемаго, Емуже в дерзновении предстойши с лики святых, да дарует стране нашей мир и утверждение, на враги победу и одоление, церквам благостояние и всем людем тишину, и благоденствие, и изобилие плодов земных. Угаси молитвами твоими разжженныя на ны стрелы диавольския, да не прикоснется нам злоба греховная, да, благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
"...чем же все это окончится? -- будет апрель!"

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Дивен Бог во святых своих»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость