Еще ожидается одна новиночка.
новая книга Нины Федоровой
«Уйти по воде».
Внимание бы не обратила, но рецензия написана уважаемым мной человеком.
***
Андрей Десницкий
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.
еще привлекательна книга временем, в котором происходят описываемые события..
планирую найти и прочесть..если хватит терпения.
за спойлер сорри
Сюжет прост до предела: девочка Катя растет в девяностые в строго консервативной православной семье и в общине, окормляемой классическим «младостарцем».
Он всё решает за своих чад, огораживая их высоким забором от окружающего мира, культивирует в них постоянное чувство вины и зависимость от себя самого, проповедует больше всего о грехе и страдании. Цель этой общины – восстановить некую идеальную «Святую Русь», которая якобы существовала до революции.
Вот этим повесть и интересна: она показывает проблему, и показывает ее очень хорошо, ярко и убедительно, и не предлагает никаких рецептов ее решения. Мы так часто слышим: «критикуешь – предлагай», «а что вместо этого?», «ну есть же литургия и всё прочее, чего еще надо?»
Словно вся церковная жизнь – это такой огромный монолит, который можно только принять или отвергнуть целиком, и если начать обсуждать хоть малейшую проблему, рискуешь просто полностью ее уничтожить.
Но ведь и эта жизнь меняется, и весьма ощутимо. В середине восьмидесятых, когда в церковь пришел я, она была не совсем такой, какой стала в девяностых или какая сейчас.
И средства выбирались самые радикальные, проверенные временем монашеские средства. По сути, такая община видела себя как монастырь в миру, с некоторой уступкой в том, что касалось деторождения и необходимости добывать себе хлеб насущный какой-то светской работой. И дети включались в эту же монашескую жизнь почти с момента рождения.
Но монастырская аскеза предназначена для взрослых людей, принявших сознательное решение «отсечь свою самость», которая у них уже вполне сформировалась, а попытки ее применить к детям приводили лишь к тому, что эта самость у них так и не возникала. Из детей, по сути, лепили удобных и полностью зависимых существ, в идеале начисто лишенных свободной воли, что-то вроде домашних животных.
Опытным путем, ценой огромного количества человеческих трагедий удалось установить, что младостарчество в большинстве случаев не работает и нужны какие-то иные подходы.
Вот только один небольшой пример: лет двадцать назад нормой было представление о том, что всякая совместная жизнь мужчины и женщины без венчания есть блуд, совершались и браки «по благословению», когда жениха с невестой знакомил их духовник.
А сегодня можно услышать от опытных священников, что они как раз не торопятся венчать молодые пары, предлагают им сначала прожить год-другой вместе – слишком много скороспелых венчаний закончились разводом. То есть от венчания как «разрешения на совместную жизнь» они переходят к венчанию как к благословению жизни уже состоявшейся, причем по выбору самой пары.
А главное, что самые пламенные поборники младостарчества просто пообтесались и постарели. Успокоились, растратили былой пыл и убедились, что эта дорога приводит не столько к святости, сколько к неврозу.
А главное, где подделка, а где то самое настоящее христианство, которое верит не в «бога страха», а в Бога любви – не забывая и о страхе Божьем? Как понять, что ты идешь именно к нему, а не к очередным собственным проекциям и конструкциям?
Готового ответа у меня нет.
читать
http://www.pravmir.ru/uyti-po-vode-kuda-i-otkuda/