Сказки, которые мы читаемЛитература для детей

Модератор: Пиона

Аватара пользователя
Автор темы
Василиса
Модератор
Всего сообщений: 8292
Зарегистрирован: 04.12.2011
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Образование: высшее, имею учёную степень
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Василиса »

Люблю читать сказки :)
Давайте в теме делиться хорошими "сказочными" изданиями или текстами любимых сказок (небольших) :oops:
И всем, что касается темы.

[Расширение png было запрещено, вложение больше недоступно.]

вот такую книжку приобрела в Храме Христа Спасителя во время последней поездки.
В этой книге собраны добрые сказки для семейного чтения – сказки народов мира (итальянские, норвежские, арабские, польские и др.) и авторские сказки. Многие из них давно забыты, а некоторые восточные сказки последний раз издавались 200 лет назад. Каждая история несет в себе идею о том, что истинная мудрость состоит в том, чтобы творить добро Книга сказок поможет собраться всей семьей и вместе найти новых героев
Еще вот из этого же издания
Сказки, которые мы читаем - 58842.jpg
Сказки, которые мы читаем - 58842.jpg (46.81 КБ) 1410 просмотров
Содержание:
Глава первая
Сказки народов мира
Легенда о сокровище Кьяпацы (итальянская сказка)
Бедный сапожник (португальская сказка)
Десять чайников вина (китайская сказка)
Мальчик с пустым цветочным горшком (китайская сказка)
Никита Кожемяка (русская народная сказка)
Три вора и царь (индийская сказка)
Принц с ослиными ушами (португальская сказка)
Не тот богат, кто много имеет, а кто много умеет (сербская сказка)
Массаро, который всегда говорил правду (итальянская сказка)
О городе Грюё (альпийская сказка)
Глупая кошка (индийская сказка)
Почему птица улинцзы осталась без перьев (китайская сказка)
Город Навобод (восточная сказка)
Глава вторая
Авторские сказки и рассказы
Н.Абрамцева. Про колючки (сказка)
Н. Абрамцева. Дождик (сказка)
Е. Шварц. Два брата (сказка)
Л. Чарская. Живая перчатка (сказка)
Л. Чарская. Король с раскрашенной картинки (сказка)
Е. Савицкая. Четыре ветра (сказка)
В. Гауф. Холодное сердце (сказка)
И. Шмелев. Мэри (рассказ)
К. ушинский. Слепая лошадь (сказка)
Глава третья
Рассказы о смелости,честности и верности
Житие святого праведного воина Феодора Ушакова
И. Савицкий. Подвиг «Варяга»
В. Немирович-Данченко. Денщик Сахаров
Сщмч. Серафим. Унтер-офицер Персонин
Сщмч. Серафим. Раненый капитан
Сщмч. Серафим. Знаменщик
С. Алексеев, Медаль
М. Додж, Хаарлемский герой
Царский слуга (неизвестный автор)
К. Станюкович. Матросик
Глава четвёртая
Путь к благочестию
Капитан Бопп (неизвестный автор)
Верность (притча)
Сказание о разбойнике (притча)
Все мы странники на этой земле (притча)
Милостыня (притча)
Молитва убогих (притча)
Божья копилка (притча)
Д. Китайгородов. убитая птичка
Порука (притча)
Сладкие пироги (притча)
В больничной палате (притча)
Глава пятая
О добродетелях
Есть снискан иевелие благочестие
О любви (Апостол Павел)
О трёх основных добродетелях
(Советы преп. Иоанна Лествичника христианам XXI века)
О смирении
О терпении (преп. Ефрем Сирин)
О долготерпении (преп. Ефрем Сирин)
О малом доброделании (Архемандрит Иоанн Крестьянкин)
О верности (И. Ильин)
О совести (И. Ильин)
О Божьей ткани (И.Ильин)
О благородстве
О подвиге (Митрополит Антоний Сурожский)
О покаянии (Митрополит Антоний Сурожский)
Сказки, которые мы читаем - 78178.jpg
Сказки, которые мы читаем - 78178.jpg (103.23 КБ) 1410 просмотров
Содержание:
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. Из жизни маленьких девочек

Незабудка (Легенда)
Любящая дочь (Быль) (Из книги «Мир в рассказах»)
Пословицы о семье
Материнская любовь (Из журнала «Кормчий» за 1902 г.)
Детям (Из журнала «Кормчий» за 1901 г.)
Чудная травка (И. И. Паулъсон)
Брат и сестра (К. Ушинский)
Гуси (Народная сказка)
Василиса Премудрая (Народная сказка)
Дитя (Г. Гейне)
Семьдесят раз по семь (по Ч. Диккенсу)
Пословицы об отношении к ближнему
Настя, дочь кондуктора
Как девочка-татарка Дина спасла русского офицера
(Отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Пословицы о том, как жить
Черкесская песня (Из поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»)
Молись, дитя! (И. С. Никитин)
Турчанка (По Л. Н. Толстому)
Волшебные очки (Яо Э. Т. А. Гофману)
Мороз Иванович (Народная сказка)
Рукодельная песня (А. Одоевский)
Детская молитва (Из журнала «Душеполезный собеседник»)
Наследство (По Э. Т. А. Гофману)
Девочка со спичками (Сказка Г. X. Андерсена)
Шаловливые ручонки (Из детских стихотворений)
Ребенку (А. Плещеев)
Под голос вьюги (С. Надсон)

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Из жизни девиц

Великодушная русская девушка (М. Б. Чистяков)
Молодая героиня (Из журнала «Юный читатель»)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (А. С. Пушкин)
Борись с соблазном (Из проповедей архиеп. Илии Минятия)
Аленький цветочек (Сказка по С. Т. Аксакову)
Вечерняя песнь (Свете Тихий) (А. С. Хомяков)
Вечная красота (Из журнала «Отдых христианина»)
О терпении (Прот. Р. Путятин)
Урок любителям сплетен (Из журнала «Отдых христианина»)
Берегись страсти! (Из книги «Моя жизнь во Христе» прот. Иоанна Сергиева)
Прасковья Григорьевна Лупулова (Г. Д.)
Сострадательная девочка-якутка (Из журнала «Детское чтение» за 1901 г.)
Не осуждай (М. П. Розенгейм)
Русские сестры милосердия (В. И. Немирович-Данченко)
Евпраксия, игуменья Староладожского Успенского монастыря
(Из книги «Русские подвижники XIX века» Е. Поселянина)
Помогите и вы, дети! (Составлено по брошюре «Зернышки Божией нивы», изд. Свято-Троицкой лавры за 1903 г.)
Даша (Из книги «Весна» М. Б. Чистякова)
Бедственная слепота (Из журнала «Отдых христианина»)
Наставление девушкам,которые любят гадать о будущем (Из проп. Филарета, митр. Московского)
Елизавета Блекуэль — первая женщина-врач (Из «Книги взрослых» X. Ю. Алчевской)
Грозный урок непочтительной дочери (Из журнала «Нива»)
Знай, с кем бьешься об заклад (Из книги «Зима» М. Б. Чистякова)
Дикие лебеди (Сказка по Г. X. Андерсену)
Чудное видение (Из альманаха «Русская старина»)
Успокоение (Из журнала «Кормчий»)
Просьба умирающей дочери (Из журнала «Христианское чтение»)
Спасительная сила Христовых Тайн (Из книги «Моя жизнь во Христе» прот. Иоанна Сергиева)
Чудесное исцеление расслабленной (Из журнала «Воскресное чтение»)
Молитва к Божией Матери (Ю. Жидовская)
Любовь к людям прогоняет скуку жизни (Сказка. Свящ. Г. П-ов)
Правда (А. Круглов)
Русская княжна — друг арестантов (Свящ. Г. П-ов)
Пословицы о милостыне
Пословицы о жизни
Пословицы о труде
Пословицы о терпении
Пословицы об отношении к людям
Напоминание (А. Круглов)
Надпись в Евангелие (К. Р.)
Завещание невесты (Из книги «Доброе слово» Г. Дьяченко)
Сорванная роза (Г. Д.)
Ожерелье Марии (Свящ. Г. П-ов)
Слепая корзинщица (Из журнала «Воскресное чтение» за 1865 г.)

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. Из жизни женщин-христианок

Любовь к матери (Из журнала «Детское чтение» за 1901 г.)
Сестра Варвара (Варвара Александровна Шкляревич) (Из журнала «Детское чтение» за 1901 г.)
Маргарита Тучкова, впоследствии игумения Мария (Из книги М. Погодина «Простая речь о мудреных вещах»)
Под Красным Крестом (Памяти баронессы Ю. П. Вревской) (Я. Полонский)
Сказание о доброй королеве, пожелавшей взять на себя крест ближних (Легенда о румынской королеве Елизавете) (Из журнала «Радость христианина»)
Встреча с императрицей Екатериной II (Отрывок из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина)
Рассказы об императрице Марии Феодоровне, супруге императора Павла Петровича (П. А. Муханов)
Груня Богоданная (П. И. Мельников (А. Печерский))
Царица-гусляр (Народная сказка)
Чудесный ящик (Г. Д.)
Материнская молитва (Из журнала «Воскресное чтение»)
«Положи, Господи, хранение устом моим» (Из журнала «Кормчий»)
Казачья колыбельная песня (М. Ю. Лермонтов)
Заповедь Христа (Из журнала «Кормчий» за 1900 г.)
Пословицы из повседневной жизни
Мужество христианки (Из журнала «Воскресное чтение»)
Есть женщины в русских селеньях (Из поэмы «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова)
Няня (И. С. Тургенев)
Вдова и пророк Елисей (К. Льдов)
Вдовица Олимпиада. (Из брошюры прот. Петропавловского «Исторический очерк благотворительности»)
История одной иконы (Из журнала «Детский отдых»)
Матери не должны роптать на Бога при потере детей своих! (Из книги прот. Г. Дьяченко «Уроки и примеры христианской любви»)
Таинственные сны и видения, удостоверяющие бытие загробной жизни (Из книги прот. Г. Дьяченко «Из области таинственного»)
Две вдовы и незнакомец (Легенда) (Из книги «Осень» М. Б. Чистякова)
Добрая старушка (Из книги «В городе и в деревне»)
Наша бабушка (Из журнала «Детский отдых» )
Изречения Божий о супружеской жизни
Молитва матери со дна моря вынимает (Истинное происшествие) (Из журнала «Воскресный день»)
Бетурия (Из проповедей архиеп. Илии Минятия)
Детское счастье (Из Л. Н. Толстого)
Несчастная царица, жертва ненависти и клеветы (Из проповедей архиеп. Илии Минятия)
Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая (По В. П. Острогорскому)
Святого Григория Богослова стихотворение против женщин, которые любят наряды (В сокращении)
Моей дочери (В. Гюго. Перевод А. Плещеева)
Тавифа как образец для жен-христианок, занимающихся рукоделием (Из журнала «Воскресное чтение» за 1881 г.)
Моника, мать блаженного Августина (Из журнала «Воскресное чтение» за 1881 г.)
Рассказ в утешение жене, у которой муж подвержен нетрезвости (Из журнала «Воскресное чтение»)
Два кольца (Л. Ф. Погосский)
О кротком обращении со слугами (По Четъям-Минеям)
Наталья Саввична (Из Л. Н. Толстого)
Против семейных разделов (Г. Д.)
Святое семейство (Из журнала «Воскресное чтение»)
Благочестивая Анфуса (Г. Д.)
Мария Николаевна Аксакова (По С. Аксакову)
Елизавета Кодвейс, мать великого немецкого поэта Шиллера (Из книги «Матери великих людей» М. Блок)
Домиция Луцилла, мать Марка Аврелия, римского императора. (Из книги «Матери великих людей» М. Блок)
Христос и дети (А.Лавров)
Пословицы духовно-нравственного характера

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Святые девы и жены

Земная жизнь Пресвятой Богородицы как высочайший образец совершеннейшей христианской жизни, в особенности для женщин (Из журнала «Воскресное чтение»)
Иверская икона Богоматери (Из журнала «Кормчий»)
Спасение от неминуемой смерти заступлением Богоматери (Из Лавсаика)
Лик Божией Матери в деревенской церкви (М. Б. Чистяков)
При чтении «Жития святых» (А. Круглов)
Святая мироносица, равноапостольная Мария Магдалина (Из журнала «Воскресное чтение»)
Святая Магдалина перед Тиверием
Премудрая царевна-великомученица (Из «Троицкого листка»)
Святая Нина, просветительница Грузии (Г. Д.)
Святые мученики Адриан и Наталия
(Из книги «Избранные жития святых» А. Н. Бахметевой)
Святая Иулитта, мать святого мученика Кирика (Из журнала «Русский паломник»)
Святая подвижница Павла (Из «Троицкого листка»)
Как святая великомученица Варвара познала истинного Бога (Из журнала «Воскресное чтение» за 1888 г.)
Мученица (А.Державин)
Святая Нонна (Из книги «Христианская семья» свящ. А. Рождественского)
Сила христианина (Из журнала «Кормчий»)
Княжна Евфросиния Полоцкая (Из «Книги взрослых» X. Д. Алчевской)
Старая русская повесть о доброй боярыне (Из книги «Доброе слово» прот. Г. Дьяченко)
Нагорная проповедь (Из журнала «Кормчий»)

[Расширение png было запрещено, вложение больше недоступно.]

Описание:
Книга инока Алексия – третья в цикле «Искра Божия». В нее вошли жизнеописания святых, подвижников православной церкви, святителей и мучеников, а так же непридуманные рассказы из жизни наших современников. Каждая из историй служит примером высокой нравственности, чистоты духовной и душевной.
Сборник иллюстрирован старинными фотографиями, репродукциями картин и икон.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
:chelo: :chelo: :chelo:
Аватара пользователя
Автор темы
Василиса
Модератор
Всего сообщений: 8292
Зарегистрирован: 04.12.2011
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Образование: высшее, имею учёную степень
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Василиса »

:)
Сказки, которые мы читаем - QkhTiPTz0g0.jpg
Аватара пользователя
Людмил@
Всего сообщений: 3724
Зарегистрирован: 24.07.2012
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 1
Ко мне обращаться: на "ты"
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Людмил@ »

Искала,куда статью прилепить,не знаю-сюда или нет вклиниваю. :oops:
КРЕЩЕННАЯ ЛИ ФЕЯ?
Здравствуйте.

У нас есть вопрос к Вам, вот, детям интересно читать сказки, но не все они полезны, как желается (к примеру знаменитая сказка “Золушка”, где фея была крестной, или о “русалочке”, что сейчас ценится среди детей). Поэтому очень хочется увидеть через Вашу газету название тех сказок, что призывают к добру, любви и вере в Иисуса Христа, как Спасителя и Защитника от темных сил, а не феи и колдуны.

Архангельская область, г.Онега.
Рыбины Константин и Светлана.

Вопрос, присланный в этом письме, уже не первый раз задают нашей редакции. Как видим, детские сказки не такой уж “несерьезный жанр”. На сказках, особенно в раннем возрасте, дети воспитываются, и родители должны разбираться, какие сказки полезны, какие нет. Письмо это мы показали методисту-педагогу Е.А.ЧУЧКАЛОВОЙ, запись беседы с ней публикуем.

* * *

– Итак, какие сказки читать детям?

– Разумеется, читать не все подряд. Почему-то у нас утвердилось мнение: раз сказка, значит это что-то всегда доброе, полезное ребенку. То есть сам жанр уже привлекает. Но по жанру что есть сказка? Вымысел. И сам по себе вымысел разве может быть полезен? Наоборот, фантазирование, ложь противны христианскому духу.

– Сказка ложь, да в ней намек...

– Об этом и речь. “Молодцам урок”, высокая, научающая добру сказка полезна. Но ребенок не должен привязываться к сказочным героям, к их фантастичности.

Душа ребенка чиста и непосредственно воспринимает Божий мир, поэтому-то она и открыта ко всему чудесному. Ведь мир наш чудесен на самом деле. Ребенок желает чуда. И на нас великая ответственность – не подменить ожидания дитя каким-то суррогатом чуда.

Детям раннего возраста волшебных сказок вообще не следует читать. В это время они знакомятся еще с реальным, предметным миром – и для этого есть сказки бытовые, про природу, про животных. Затем в доступной форме надо рассказать истории земной жизни Христа – это будет первый опыт знакомства с чудесным. И только потом для расширения кругозора можно читать выдуманные чудесные истории. Причем те из них, где вымысел присутствует не ради вымысла, а как образ, аллегория. Мы ведь понимаем: наша реальность несовершенна, и нам не хватает слов, жизненных образов, чтобы выразить идеал. Поэтому народ в своих сказках и придумывал их.

– Почему же он придумывал каких-то фей, а не обратился, скажем, к образу ангелов? Их и придумывать не надо, они есть на самом деле.

– Дело в том, что большинство сказок сложились еще в языческую пору. Кто такие феи? Это языческие бесплотные духи воздуха, им поклонялись. Эльфы? Те же духи, только в мужском облике. Со временем в христианском сознании народа эти языческие образы очистились, и “добрые феи” стали вроде ангелов в сказках. Впрямую вводить Божьих ангелов в эти выдуманные, развлекательно-поучительные истории было бы, наверное, богохульством.

– То есть феи – это как бы образ-иносказание?

– Да. И надо учесть: этот образ может обернуться демоном, если принять его всерьез, как реалию, а не выдумку, и дать ребенку увлечься им. Надо помнить, что корни его – языческие.

– Тем не менее в “Золушке” фея, похоже, христианка, раз названа там “крестной”. Благочестивый германский народ, передавая сказку из поколения в поколение, “крестил” языческого духа воздуха...

– А надо ли? Это и есть то серьезное отношение к сказочным героям, которое недопустимо. Можно ли смешивать выдумку с реальностью? Ну, назвали фею “крестной”, а образ так и остался демоническим: бесплотное существо, волшебница, маг. Нет уж, пусть феи, гномы, эльфы, тролли остаются теми, кто они есть, не надо их “воцерковлять”. Просто надо от них дистанцироваться, и детям – обязательно! – подавать сказки соответственно: кто такая фея? фантазия, поэзия, всего лишь символ добра. Впрочем, дети, по целомудренности своей, все правильно понимают, для них это игра... Если же ребенок начинает увлекаться феями и родители не умеют объяснить, то лучше прекратить читать волшебные сказки. Ведь есть еще бытовые сказки.

– Удивительно, как бесстрастный дух эфира, языческая фея, которой не ведома любовь, у христиан превратилась в такой милый символ добра и душевной теплоты? И “Золушка” – какая христианская история! Есть там и смирение, и терпение, и жертвенность, и вышняя награда за это... Между тем в языческом изложении все было по-другому. Сыктывкарский этнограф Д.Несанелис нашел в “Золушке” едва видные остатки языческого “подземного” культа. Это и мышиный мир в каморке Золушки. И утерянная туфелька – мистика человеческого следка, отпечатка на земле, что также связано с темным подземным миром...

– Эта сказка просвещена христианским сознанием, а ведь есть и такие, что остались дремуче языческими. В чем их отличие? Они намеренно развлекательные, безыдейны.

Для сравнения возьмем европейские, христианские по преимуществу, и восточные сказки. Все они изданы у нас для детей. В европейских -добро побеждает зло, справедливость торжествует. В восточных – справедливость утверждается грубой силою гигантов, духов. Джин одинаково творит и добро, и зло. Да это там и не важно, главное там развлекательность – за счет присутствия ужасных, кошмарных чудищ и, по сути, бессмысленных метаморфоз, что происходят с ними. Кстати, ислам на Востоке отверг эти сказки.

– А у нас, в христианской стране, они печатаются!

– Те же мусульмане больше любят бытовые, а не волшебные сказки. Некоторые сюжеты их схожи с нашими. Например, жил-был султан, он приказал отрубать руки тем, кто подает милостыню. Одна сердобольная женщина все-таки подала милостыню и потом ходила без рук. Однажды увидела она гибнущего ребенка, бросилась спасать, потянулась – и руки у нее вновь выросли... В сказке о царе Салтане (не в пушкинском, а в народном, изначальном варианте) то же самое происходит с оклеветанной царицей. Вот это можно читать детям, даже в исламском

варианте.

– То есть, язычество в сказках – пустая развлекательность, замешанная на демонизме.

– Да, и это не только на Востоке, и не только в сказках. Вот чисто католический фильм, многим знакомый, – “Мануэла”. Сначала дают зрителю попугаться, и только потом добро побеждает. Католики сражаются с духами оккультизма – и наслаждаются всем этим, “необычным”. Восторженность и мечтательность присуща их духовной жизни. Или, например, В.Брюсов, русский католик. В его “Огненном Ангеле” – восторг от соприкосновения с ужасным. Угарный роман.

Часть католиков в свое время отвергло такую “духовность”, появились протестанты. Они как раз отличаются трезвостью, живут лишь в трех измерениях: совесть, нравственность, предельный реализм. У них чутье на ложную мистику – почему так легко и переходят в православие. Но когда протестант вдруг берется фантазировать – это ужасно! Например, сказка немца Гауфа “Карлик-нос”. Герой наказан злой ведьмой за непочтение к ее возрасту, попадает в рабское служение. Гауфманом очень верно описано это духовное рабство: герой помрачен, как бы во сне, не помнит о времени. Но читаем дальше: герой освобожден, и выносит оттуда тайное колдовское знание, которое помогает(!) ему среди людей, зло побеждается колдовством... А Гофман? У него прямое описание демонических культов, хотя сразу и не заподозришь.

– Своему сыну я купил небольшой сборник братьев Гримм, одна сказка меня просто поразила... Жил рыбак с сыном. Сын попал в плен, а рыбак случайно стал бургомистром города. Сын бежал из плена и попал в заколдованный замок к трем черным принцессам. Они сказали, что он целый год не должен с ними говорить, а сейчас может один раз попросить о чем-нибудь. Тот захотел увидеть отца и перенесся к нему по воздуху. Отец не узнал его, тогда сын переоделся в старую рыбачью куртку. Потом рассказал про замок. Мать посоветовала взять свечу и капнуть воском на лица принцессам, что и было исполнено. Те закричали, что у них есть три брата, закованных семью цепями, они накажут его. Тут поднялся страшный грохот, герой выпрыгнул в окно и сломал ногу, а замок опустился под землю. Тут и конец повествованию “...так никто и не знает, где этот замок и был”. О чем эта сказка? Называется она: “Три черные принцессы”.

– Не советую читать ее Вашему сыну. Это классический пример языческой “развлекаловки”: события быстро сменяют друг друга, держат в напряжении, тут и неожиданные превращения, и полет по воздуху, переодевание, магические действия... и больше ничего. Все держится на интересе к демоническому.

Непонятно, почему именно ее включили в сборник, ведь братья Гримм собрали и обработали неимоверное количество сказаний, не чуждых христианству, благочестивых. Помните их сказку про девушку, которая шила рубашки своим братьям-лебедям, чтобы спасти их от околдования? Всю жизнь шила. Какое глубокое смирение, тихое несение креста... Кстати, оптинский старец Нектарий очень ценил братьев Гримм.

В XVIII-XIX веках сказки собирали не только они. В то время наблюдалось тяготение к фольклору, восстанавливалось то, что было отвергнуто христианством и полузабыто. Собирали все подряд: не только благочестивые народные сказания, но и бессмысленные, тягостные истории. Тогда же бурно развивалась уродливая городская культура, и это отразилось в обработке сказок.

Этот период “реставрации” сказок совпадает с зарождением современной нам масскультуры. Сугубо развлекательный роман “Граф Монтекристо” появился в то же время. Похоже, Дюма писал его под действием опиума, которым, как известно, баловался: этот роман отличается от других его произведений какой-то страшной пустотой и поразительной увлекательностью! Точь в точь современные диснеевские мультфильмы... Та же самая “восточная” занимательность: получение наслаждения от предельных состояний психики, когда человек млеет от процесса усвоения бессмысленной информации. Тот же “восточный” тип услаждения, мозг сам с собой блудит. И не случаен результат после просмотра таких развлекательных фильмов: уныние, нежелание работать, учиться. У детей возникает мыслительный ступор, застывание в мечтательных состояниях. Я замечала: ребенок задумается над какой-нибудь частностью в вопросе, а решения в упор не видит. Не случайно в американских школах бьют тревогу, что дети перестали усваивать большие объемы информации, не справляются со школьной программой, хотя она год от году упрощается.

– По каким признакам Вы отличаете языческую “развлекаловку”?

– Явные признаки: эстетика ужасного, калейдоскопичность, расслабленность, смешение и шутовство. Остановимся на них...

Эстетику ужасного открыто и целенаправленно развивают на Западе с начала ХХ века, в традиции так называемой “готической литературы”. Это уже сугубо демоническая культура. Сравните, в старых сказках тоже есть “услаждение от страха”. Родителям надо помнить, что христианину позволен только страх Божий, ничего другого он не должен бояться. Бесы “кушают” в нас страх, это подпитка для них. В момент испуга люди, как правило, и становятся бесноватыми. Кроме того, испуг замедляет развитие ребенка. “Синяя борода” – плохая сказка.

Бессмысленная быстрая смена событий, калейдоскопичность в языческих сказках схожа с сегодняшним динамизмом западной цивилизации. Одинокий человек в потоке несущегося бытия... Забыто, что мы в вечности живем, какая-то нетерпеливость! В православных же молитвах есть прошение: “... избавить от демонической поспешности”. Святые отцы в прошлом веке предупреждали: должны быть внимательность, осторожность, рассуждение – трезвение. Спешливых бесы улавливают.

Еще признак – чтобы впитывать “развлекаловку”, требуется расслабиться. Умение расслабиться очень ценится сейчас на Западе. А ведь нормальный человек должен быть с собранной волей, готовым к отпору бесовского приражения.

Я делала опросы среди школьников: после просмотра американского мультфильма можешь ли сесть за уроки? Нет, оказывается, они долго еще не могут выйти из умственной и душевной расслабленности, внимание рассредоточено. Не могут контролировать свои поступки, не различают момента, когда их шутки становятся богохульными. Один мальчик сам пугался своих богохульных слов – они вылетали из него бесконтрольно, против воли.

“Развлекаловка”, диснейленд в частности, не считается с реалиями жизни каждого народа, смешивает религии, эпохи, языковые стили. Часто используется грубый жаргон – идет разрушение традиций культурных, бытовых, нравственных. На первый план выдвигается субкультура шутовства. Святые отцы говорили: Господь в Евангелии нигде не смеется. Только улыбка там может быть. Конечно, есть безобидный юмор, но не колкий, не светское “остроумие”. Святые отцы, да и вообще православные люди, всегда отличались мягким, умильным юмором – проявлением ласки. Шутовство же -всегда проявление дерзости, которая есть противоположность благоговению. Дерзость унижает другого человека. И если в сказках, равно как и в мультфильмах, какой-то герой унижает другого – то это не для наших детей.

– Вы могли бы дать список “христианских” сказок?

– Повторяю, сказка – не христианский жанр. Лично я бы посоветовала выбирать для детей не авторские, а народные сказки. Причем русские, коми или других православных народов. Там Вы не найдете фей и эльфов. Баба-яга, яг-морт, змей-горыныч, мальчик-с-пальчик в этом смысле целомудреннее. Из иностранцев лучше всего – Андерсен и Гримм. При отборе не обращайте внимания на предисловия издателей, больше доверяйте себе: если сказка противна Вашему православному духу, то не читайте ее ребенку.

Записал М.СИЗОВ.
http://www.rusvera.mrezha.ru/16/4.htm
Прежде, чем подумать плохо, подумай хорошо.
Аватара пользователя
Ольга Апрельская
Всего сообщений: 156
Зарегистрирован: 15.06.2015
Откуда: Уфа
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Ольга Апрельская »

Большое спасибо!
Немного не в тему, но добавлю.
Как-то раз нам на курсах повышения квалификации сказали: девочкам надо читать сказку "Аленький цветочек", а мальчикам - "Царевну- лягушку". И там и там дается информация: не гонись за красотой, обращай внимание не на внешние данные, а на человеческие качества. Ведь и лягушка, и чудовище изначально не нравятся главным героям, а потом выясняется... :)
Аватара пользователя
Автор темы
Василиса
Модератор
Всего сообщений: 8292
Зарегистрирован: 04.12.2011
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Образование: высшее, имею учёную степень
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Василиса »

Еще не рекомендуют мальчикам читать некоторые сказки Андерсена, "Снежная королева" на ум приходит. В ней роль мужчины очень пассивна, все устраивают активные женщины. :pardon:
Аватара пользователя
Ольга Апрельская
Всего сообщений: 156
Зарегистрирован: 15.06.2015
Откуда: Уфа
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Ольга Апрельская »

Дуняша:Еще не рекомендуют мальчикам читать некоторые сказки Андерсена, "Снежная королева" на ум приходит. В ней роль мужчины очень пассивна, все устраивают активные женщины. :pardon:
Наверное, в таком случае, и девочкам ее особо читать не стоит))) Чтобы не слишком активничали)
Аватара пользователя
Шелест
Всего сообщений: 10678
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Шелест »

Ольга Апрельская, с позеленением :Rose:
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов
Аватара пользователя
Автор темы
Василиса
Модератор
Всего сообщений: 8292
Зарегистрирован: 04.12.2011
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Образование: высшее, имею учёную степень
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Василиса »

Ольга, наверное, да :-D
С позеленением тебя! :Rose:
Какая ты симпатичная на фото! :Rose:
Аватара пользователя
Ленушка)
Всего сообщений: 906
Зарегистрирован: 15.06.2011
Откуда: Челябинск, Челябинская обл
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: учитель
Ко мне обращаться: на "ты"
 Сказки, которые мы читаем

Сообщение Ленушка) »

Пока читала статью, чего только не передумала :) неужели сказки могут быть страшны и опасны? Я зачитывалась, и грезила , и фантазировала, и жила в сказках, придумывая продолжение.. И это не помешало мне прийти к Богу в сознательном возрасте. Хотя, конечно, вера меня изменила.. Я часто задываюсь не грешны ли мои мечтания про ведьм и драконов?.. И куда они меня заведут? Поэтому мечтаю меньше))) но читать и перечитывать меньше не стала.
"Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит.. как он дышит, так и пишет, не желая угодить..." (Б. Окуджава)
Милена
Всего сообщений: 3756
Зарегистрирован: 08.01.2018
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Сказки, которые мы читаем

Сообщение Милена »

Людмил@: 07 июл 2015, 15:35 Искала,куда статью прилепить,не знаю-сюда или нет вклиниваю. :oops:
КРЕЩЕННАЯ ЛИ ФЕЯ?
Здравствуйте.

У нас есть вопрос к Вам, вот, детям интересно читать сказки, но не все они полезны, как желается (к примеру знаменитая сказка “Золушка”, где фея была крестной, или о “русалочке”, что сейчас ценится среди детей). Поэтому очень хочется увидеть через Вашу газету название тех сказок, что призывают к добру, любви и вере в Иисуса Христа, как Спасителя и Защитника от темных сил, а не феи и колдуны.

Архангельская область, г.Онега.
Рыбины Константин и Светлана.

Вопрос, присланный в этом письме, уже не первый раз задают нашей редакции. Как видим, детские сказки не такой уж “несерьезный жанр”. На сказках, особенно в раннем возрасте, дети воспитываются, и родители должны разбираться, какие сказки полезны, какие нет. Письмо это мы показали методисту-педагогу Е.А.ЧУЧКАЛОВОЙ, запись беседы с ней публикуем.

* * *

– Итак, какие сказки читать детям?

– Разумеется, читать не все подряд. Почему-то у нас утвердилось мнение: раз сказка, значит это что-то всегда доброе, полезное ребенку. То есть сам жанр уже привлекает. Но по жанру что есть сказка? Вымысел. И сам по себе вымысел разве может быть полезен? Наоборот, фантазирование, ложь противны христианскому духу.

– Сказка ложь, да в ней намек...

– Об этом и речь. “Молодцам урок”, высокая, научающая добру сказка полезна. Но ребенок не должен привязываться к сказочным героям, к их фантастичности.

Душа ребенка чиста и непосредственно воспринимает Божий мир, поэтому-то она и открыта ко всему чудесному. Ведь мир наш чудесен на самом деле. Ребенок желает чуда. И на нас великая ответственность – не подменить ожидания дитя каким-то суррогатом чуда.

Детям раннего возраста волшебных сказок вообще не следует читать. В это время они знакомятся еще с реальным, предметным миром – и для этого есть сказки бытовые, про природу, про животных. Затем в доступной форме надо рассказать истории земной жизни Христа – это будет первый опыт знакомства с чудесным. И только потом для расширения кругозора можно читать выдуманные чудесные истории. Причем те из них, где вымысел присутствует не ради вымысла, а как образ, аллегория. Мы ведь понимаем: наша реальность несовершенна, и нам не хватает слов, жизненных образов, чтобы выразить идеал. Поэтому народ в своих сказках и придумывал их.

– Почему же он придумывал каких-то фей, а не обратился, скажем, к образу ангелов? Их и придумывать не надо, они есть на самом деле.

– Дело в том, что большинство сказок сложились еще в языческую пору. Кто такие феи? Это языческие бесплотные духи воздуха, им поклонялись. Эльфы? Те же духи, только в мужском облике. Со временем в христианском сознании народа эти языческие образы очистились, и “добрые феи” стали вроде ангелов в сказках. Впрямую вводить Божьих ангелов в эти выдуманные, развлекательно-поучительные истории было бы, наверное, богохульством.

– То есть феи – это как бы образ-иносказание?

– Да. И надо учесть: этот образ может обернуться демоном, если принять его всерьез, как реалию, а не выдумку, и дать ребенку увлечься им. Надо помнить, что корни его – языческие.

– Тем не менее в “Золушке” фея, похоже, христианка, раз названа там “крестной”. Благочестивый германский народ, передавая сказку из поколения в поколение, “крестил” языческого духа воздуха...

– А надо ли? Это и есть то серьезное отношение к сказочным героям, которое недопустимо. Можно ли смешивать выдумку с реальностью? Ну, назвали фею “крестной”, а образ так и остался демоническим: бесплотное существо, волшебница, маг. Нет уж, пусть феи, гномы, эльфы, тролли остаются теми, кто они есть, не надо их “воцерковлять”. Просто надо от них дистанцироваться, и детям – обязательно! – подавать сказки соответственно: кто такая фея? фантазия, поэзия, всего лишь символ добра. Впрочем, дети, по целомудренности своей, все правильно понимают, для них это игра... Если же ребенок начинает увлекаться феями и родители не умеют объяснить, то лучше прекратить читать волшебные сказки. Ведь есть еще бытовые сказки.

– Удивительно, как бесстрастный дух эфира, языческая фея, которой не ведома любовь, у христиан превратилась в такой милый символ добра и душевной теплоты? И “Золушка” – какая христианская история! Есть там и смирение, и терпение, и жертвенность, и вышняя награда за это... Между тем в языческом изложении все было по-другому. Сыктывкарский этнограф Д.Несанелис нашел в “Золушке” едва видные остатки языческого “подземного” культа. Это и мышиный мир в каморке Золушки. И утерянная туфелька – мистика человеческого следка, отпечатка на земле, что также связано с темным подземным миром...

– Эта сказка просвещена христианским сознанием, а ведь есть и такие, что остались дремуче языческими. В чем их отличие? Они намеренно развлекательные, безыдейны.

Для сравнения возьмем европейские, христианские по преимуществу, и восточные сказки. Все они изданы у нас для детей. В европейских -добро побеждает зло, справедливость торжествует. В восточных – справедливость утверждается грубой силою гигантов, духов. Джин одинаково творит и добро, и зло. Да это там и не важно, главное там развлекательность – за счет присутствия ужасных, кошмарных чудищ и, по сути, бессмысленных метаморфоз, что происходят с ними. Кстати, ислам на Востоке отверг эти сказки.

– А у нас, в христианской стране, они печатаются!

– Те же мусульмане больше любят бытовые, а не волшебные сказки. Некоторые сюжеты их схожи с нашими. Например, жил-был султан, он приказал отрубать руки тем, кто подает милостыню. Одна сердобольная женщина все-таки подала милостыню и потом ходила без рук. Однажды увидела она гибнущего ребенка, бросилась спасать, потянулась – и руки у нее вновь выросли... В сказке о царе Салтане (не в пушкинском, а в народном, изначальном варианте) то же самое происходит с оклеветанной царицей. Вот это можно читать детям, даже в исламском

варианте.

– То есть, язычество в сказках – пустая развлекательность, замешанная на демонизме.

– Да, и это не только на Востоке, и не только в сказках. Вот чисто католический фильм, многим знакомый, – “Мануэла”. Сначала дают зрителю попугаться, и только потом добро побеждает. Католики сражаются с духами оккультизма – и наслаждаются всем этим, “необычным”. Восторженность и мечтательность присуща их духовной жизни. Или, например, В.Брюсов, русский католик. В его “Огненном Ангеле” – восторг от соприкосновения с ужасным. Угарный роман.

Часть католиков в свое время отвергло такую “духовность”, появились протестанты. Они как раз отличаются трезвостью, живут лишь в трех измерениях: совесть, нравственность, предельный реализм. У них чутье на ложную мистику – почему так легко и переходят в православие. Но когда протестант вдруг берется фантазировать – это ужасно! Например, сказка немца Гауфа “Карлик-нос”. Герой наказан злой ведьмой за непочтение к ее возрасту, попадает в рабское служение. Гауфманом очень верно описано это духовное рабство: герой помрачен, как бы во сне, не помнит о времени. Но читаем дальше: герой освобожден, и выносит оттуда тайное колдовское знание, которое помогает(!) ему среди людей, зло побеждается колдовством... А Гофман? У него прямое описание демонических культов, хотя сразу и не заподозришь.

– Своему сыну я купил небольшой сборник братьев Гримм, одна сказка меня просто поразила... Жил рыбак с сыном. Сын попал в плен, а рыбак случайно стал бургомистром города. Сын бежал из плена и попал в заколдованный замок к трем черным принцессам. Они сказали, что он целый год не должен с ними говорить, а сейчас может один раз попросить о чем-нибудь. Тот захотел увидеть отца и перенесся к нему по воздуху. Отец не узнал его, тогда сын переоделся в старую рыбачью куртку. Потом рассказал про замок. Мать посоветовала взять свечу и капнуть воском на лица принцессам, что и было исполнено. Те закричали, что у них есть три брата, закованных семью цепями, они накажут его. Тут поднялся страшный грохот, герой выпрыгнул в окно и сломал ногу, а замок опустился под землю. Тут и конец повествованию “...так никто и не знает, где этот замок и был”. О чем эта сказка? Называется она: “Три черные принцессы”.

– Не советую читать ее Вашему сыну. Это классический пример языческой “развлекаловки”: события быстро сменяют друг друга, держат в напряжении, тут и неожиданные превращения, и полет по воздуху, переодевание, магические действия... и больше ничего. Все держится на интересе к демоническому.

Непонятно, почему именно ее включили в сборник, ведь братья Гримм собрали и обработали неимоверное количество сказаний, не чуждых христианству, благочестивых. Помните их сказку про девушку, которая шила рубашки своим братьям-лебедям, чтобы спасти их от околдования? Всю жизнь шила. Какое глубокое смирение, тихое несение креста... Кстати, оптинский старец Нектарий очень ценил братьев Гримм.

В XVIII-XIX веках сказки собирали не только они. В то время наблюдалось тяготение к фольклору, восстанавливалось то, что было отвергнуто христианством и полузабыто. Собирали все подряд: не только благочестивые народные сказания, но и бессмысленные, тягостные истории. Тогда же бурно развивалась уродливая городская культура, и это отразилось в обработке сказок.

Этот период “реставрации” сказок совпадает с зарождением современной нам масскультуры. Сугубо развлекательный роман “Граф Монтекристо” появился в то же время. Похоже, Дюма писал его под действием опиума, которым, как известно, баловался: этот роман отличается от других его произведений какой-то страшной пустотой и поразительной увлекательностью! Точь в точь современные диснеевские мультфильмы... Та же самая “восточная” занимательность: получение наслаждения от предельных состояний психики, когда человек млеет от процесса усвоения бессмысленной информации. Тот же “восточный” тип услаждения, мозг сам с собой блудит. И не случаен результат после просмотра таких развлекательных фильмов: уныние, нежелание работать, учиться. У детей возникает мыслительный ступор, застывание в мечтательных состояниях. Я замечала: ребенок задумается над какой-нибудь частностью в вопросе, а решения в упор не видит. Не случайно в американских школах бьют тревогу, что дети перестали усваивать большие объемы информации, не справляются со школьной программой, хотя она год от году упрощается.

– По каким признакам Вы отличаете языческую “развлекаловку”?

– Явные признаки: эстетика ужасного, калейдоскопичность, расслабленность, смешение и шутовство. Остановимся на них...

Эстетику ужасного открыто и целенаправленно развивают на Западе с начала ХХ века, в традиции так называемой “готической литературы”. Это уже сугубо демоническая культура. Сравните, в старых сказках тоже есть “услаждение от страха”. Родителям надо помнить, что христианину позволен только страх Божий, ничего другого он не должен бояться. Бесы “кушают” в нас страх, это подпитка для них. В момент испуга люди, как правило, и становятся бесноватыми. Кроме того, испуг замедляет развитие ребенка. “Синяя борода” – плохая сказка.

Бессмысленная быстрая смена событий, калейдоскопичность в языческих сказках схожа с сегодняшним динамизмом западной цивилизации. Одинокий человек в потоке несущегося бытия... Забыто, что мы в вечности живем, какая-то нетерпеливость! В православных же молитвах есть прошение: “... избавить от демонической поспешности”. Святые отцы в прошлом веке предупреждали: должны быть внимательность, осторожность, рассуждение – трезвение. Спешливых бесы улавливают.

Еще признак – чтобы впитывать “развлекаловку”, требуется расслабиться. Умение расслабиться очень ценится сейчас на Западе. А ведь нормальный человек должен быть с собранной волей, готовым к отпору бесовского приражения.

Я делала опросы среди школьников: после просмотра американского мультфильма можешь ли сесть за уроки? Нет, оказывается, они долго еще не могут выйти из умственной и душевной расслабленности, внимание рассредоточено. Не могут контролировать свои поступки, не различают момента, когда их шутки становятся богохульными. Один мальчик сам пугался своих богохульных слов – они вылетали из него бесконтрольно, против воли.

“Развлекаловка”, диснейленд в частности, не считается с реалиями жизни каждого народа, смешивает религии, эпохи, языковые стили. Часто используется грубый жаргон – идет разрушение традиций культурных, бытовых, нравственных. На первый план выдвигается субкультура шутовства. Святые отцы говорили: Господь в Евангелии нигде не смеется. Только улыбка там может быть. Конечно, есть безобидный юмор, но не колкий, не светское “остроумие”. Святые отцы, да и вообще православные люди, всегда отличались мягким, умильным юмором – проявлением ласки. Шутовство же -всегда проявление дерзости, которая есть противоположность благоговению. Дерзость унижает другого человека. И если в сказках, равно как и в мультфильмах, какой-то герой унижает другого – то это не для наших детей.

– Вы могли бы дать список “христианских” сказок?

– Повторяю, сказка – не христианский жанр. Лично я бы посоветовала выбирать для детей не авторские, а народные сказки. Причем русские, коми или других православных народов. Там Вы не найдете фей и эльфов. Баба-яга, яг-морт, змей-горыныч, мальчик-с-пальчик в этом смысле целомудреннее. Из иностранцев лучше всего – Андерсен и Гримм. При отборе не обращайте внимания на предисловия издателей, больше доверяйте себе: если сказка противна Вашему православному духу, то не читайте ее ребенку.

Записал М.СИЗОВ.
http://www.rusvera.mrezha.ru/16/4.htm
спаси Господь, :Rose:

Недавно начав читать одну из подаренных книг,появились сомнения,стоит ли.Поиск Гугл выдал ,что автор из церкви адвентистов.
:pardon: А с виду про Бога,ангелов истории.
О упокоении Андрея и Марии.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Мои небольшие и большие сказки
    kotolisator » » в форуме Литература
    16 Ответы
    810 Просмотры
    Последнее сообщение Reine
  • Жили-были сказки
    0 Ответы
    229 Просмотры
    Последнее сообщение Anastasia.Perova
  • Русские сказки-притчи
    Лика » » в форуме Литература
    9 Ответы
    653 Просмотры
    Последнее сообщение Лика
  • Читаем Живой Журнал . Интересно ЖЖе. И ФБ..
    Лунная Лиса » » в форуме Интересные новости
    42 Ответы
    3353 Просмотры
    Последнее сообщение Мурлыка

Вернуться в «Литература для детей»