Культурный слойСтаринные пасхальные яйца

Модератор: Пиона

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 11105
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Шелест » 17 апр 2015, 23:30

Изображение

По преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!” Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.

Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по святым заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. “Верующий, если и умрет, оживет, - свидетельствует Христос, - и Я воскрешу его”.

Как из яйца рождается жизнь, которая была скрыта в нем, так из гроба восстал Сын Божий, и некогда умершие восстанут в жизнь вечную.
Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной - не спасительной и не спасающей нас. Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать.

Яйца украшают красивые миниатюры из бисера, изображающие русские иконы, пейзажы, соборы Золотого кольца, выполненные на бархате, парче.
В качестве декоративных элементов используются стразы, тесьма, бусы, гармонично дополняющие изображения.

Традиционно с поздравлениями и наилучшими пожеланиями в пасхальный день принято дарить красочные яйца. Чтобы сохранить пасхальную сказку на долгие годы, люди стали придумывать разнообразные способы изготовления и украшения искусственных яиц и довели сие действие до самых вершин искусства: знаменитые яйца Фаберже, роспись по деревянной основе, изготовление из полудрагоценных камней, в том числе и оплетение бисером основы в форме яйца.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства.

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии ‘на раздачу’ при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца — такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади

Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков.

Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.

Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна).

Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал ‘Форбс’ и десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. Яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы’ из слоновой кости. В скорлупе — покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее — золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне — золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. ‘Ваше Величество будет довольно’ — такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Фирме Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Старинные пасхальные яйца. Серебро, позолота и эмаль. Россия, конец 19 в - начало 20 в.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Фаберже


Изображение
Изображение

Коранационное яйцо
Одно из самых изысканных пасхальных шедевров Фаберже, это яйцо было изготовлено в 1897 г. на годовщину коронации Николая II.

Неслучайно золотая скорлупа яйца будто затянута златотканой императорской порфирой, которую эмальеры «Фаберже» имитируют великолепной прозрачной «гильоше»-эмалью, украшают накладными орлами, бриллиантами и золотыми лавровыми ветвями. Сюрприз данного яйца в том, что оно является крошечной копией до мельчайших деталей кареты, в которой ехала молодая царица Александра Фёдоровна. Построенная ещё в XVIII в. знаменитым каретником Букендалем для Екатерины II, эта карета использовалась во всех коронациях Романовых в течение двух веков. Мастер фирмы «Фаберже» Георг Штайн, обладавший необыкновенным талантом видеть мельчайшие бриллианты даже без лупы, в своих мемуарах пишет, что над созданием этого чуда экипажно-ювелирного искусства он трудился более 15 месяцев по 16 часов на дню.

Инженерная точность оснастки ювелирной миниатюры сыграла удивительную роль в судьбе оригинала. Коронационная карета, которая сейчас выставляется в Эрмитаже, в своё время очень сильно пострадала. В ходе реставрации вспомнили про миниатюрную копию, которая тогда находилась в коллекции Форбса в Нью-Йорке, и послали просьбу о микросъёмке деталей кареты. Так маленький шедевр Фаберже помог спасти другой шедевр, иного мастера и иной эпохи.

Сквозь зеленовато-жёлтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решёткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на процессе коронации. На вершине она замыкается венком алмазов. На перекрещениях решётки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Фёдоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки розой на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.

Сюрприз
Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка.

Внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.

Изображение
Изображение
Изображение

*******************
Изображение
Изображение
Изображение
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Изображение
Изображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов

Реклама
Аватара пользователя
Лунная Лиса
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 14202
Зарегистрирован: 25.08.2010
Откуда: из ребра Адама
Вероисповедание: православное
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: дворник
Ко мне обращаться: на "вы"
:
Призёр фотоконкурса
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Лунная Лиса » 17 апр 2015, 23:43

Шелест, :prmouse: :prmouse: :prmouse:
:chelo: :chelo: :chelo: :chelo: :chelo:
это ж я теперь буду полночи рассматривать.. :oops: :)
"В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь"

small_Lena
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 3776
Зарегистрирован: 25.08.2014
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение small_Lena » 17 апр 2015, 23:47

Шелест, какая красота :shock: :good:
Случайности не случайны ;-)
===
У Бога все бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать.

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 11105
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Шелест » 17 апр 2015, 23:50

Лунная Лиса: я теперь буду полночи рассматривать..
Не одной же мне мучиться... :oops: я уже неделю зависаю на них... :-D
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов

Аватара пользователя
Голубая лента
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 440
Зарегистрирован: 07.06.2014
Откуда: Нижняя Волга
Вероисповедание: православное
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: Воспитатель детского сада
Ко мне обращаться: на "ты"
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Голубая лента » 18 апр 2015, 14:24

Красота просто неземная))) захотелось взять карандаш и зарисовать эти узоры) :prheart:
Жить-не тужить,никого не осуждать,никому не досаждать,и всем моё почтение(Преп. Амвросий Оптинский)

Аватара пользователя
Акка Кнебекайзе
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 8971
Зарегистрирован: 19.12.2012
Откуда: из Сибири
Вероисповедание: православное
Сыновей: 4
Дочерей: 0
Профессия: старуха свеШница 99-го уровня
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Победа в конкурсе
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Акка Кнебекайзе » 18 апр 2015, 15:37

Ираааааа !!! Какая же красота ! Спасибо :chelo:
сколько ни лей воды, никогда не изменишь суть –
просто быть, просто действовать, просто быть действием,
прямо в этот момент просто быть частью этой песни.

Аватара пользователя
Иулия
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 4442
Зарегистрирован: 23.12.2011
Откуда: Курская обл.
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Профессия: информатик-экономист
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Способности и упорство
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Иулия » 18 апр 2015, 15:41

Какая красота :prmouse: :good: :good: :good:
"Ты, Господи, не удаляйся от меня, Сила моя! поспеши на помощь мне!"
Пс. 21, 20

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 11105
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Шелест » 18 апр 2015, 15:43

Иулия, умели создавать красоту.... :roll:
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 11105
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Шелест » 20 апр 2015, 21:49

Изображение

Яйцо Фаберже "Анютины глазки" 1899 год. Выполнено из нефрита,
сюрприз - маленький мольберт в виде сердца с портретными миниатюрами, генеалогическое дерево.

Изображение

Яйцо Фаберже "Петушок" 1900 год. Поющие часы в виде яйца с выскакивающим заводным петушком.

Изображение

Яйцо Фаберже "Курочка"

Отправлено спустя 3 минуты 31 секунду:
Изображение

Яйцо Фаберже "Петр Великий" 1903 год. Яйцо выполнено к 200-х летию основания Петербурга.
По бокам яйца 4 миниатюры с изображениями города, внутри модель памятника Медный всадник.
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов

Аватара пользователя
sANguiNAria
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1342
Зарегистрирован: 02.12.2013
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Сыновей: 3
Дочерей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение sANguiNAria » 21 апр 2015, 13:33

Получила эстетическое удовольствие. Все тонко, нежно, ажурно.
Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Аватара пользователя
Автор темы
Шелест
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 11105
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Старинные пасхальные яйца

Сообщение Шелест » 21 апр 2015, 19:40

Пасхальные яйца - давно стали главным символом христианского праздника и главным его атрибутом.

Во всем мире фарфоровые пасхальные яйца ассоциируются с Россией. Именно в нашей стране родилась традиция расписывать и дарить фарфоровые пасхальные яйца.
Традиция настолько понравилась иностранцам, что вот уже несколько веков является на Западе очень популярной и очень «русской». Появилась же она в России в период царствования царя Алексея Михайловича, при котором существовал целый чин празднования светлого праздника Пасхи.
Неотъемлемым ритуалом этого государственного чина была обязательная раздача пасхальных раскрашенных и расписанных яиц. Известно, что для этого специально готовили до 37 тысяч штук. Наряду с куриными, лебедиными, гусиными, утиными и даже голубиными крашеными яйцами, делали деревянные и костяные. Их украшали резьбой и росписью. Главной формой при создании «художественных» яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня были их натуральные прототипы. На Руси их любя называли «писанки» и «крашенки».

Изображение
Фарфор, Императорский фарфоровый завод

Первое фарфоровое яйцо в России появилось в 1749 году, его к Пасхе, специально для Екатерины II изготовил «отец» русского фарфора и первый управляющий Императорского фарфорового завода Дмитрий Виноградов. Расцвет ИФЗ пришелся, как раз на эпоху правления Екатерины и Павла I. Тогда завод ежегодно представлял царскому двору около 200 уникальных эксклюзивных фарфоровых пасхальных яиц ручной работы. При Александре III – Николае II, это количество выросло до 2000, а потом и до 5000 фарфоровых расписных пасхальных яиц.
Самыми дорогими из них считались пасхальные яйца с ликами святых и изображениями «двунадесятых праздников». На роспись одного такого яйца художнику требовалось до 40 дней.

Дополнительно фарфоровые пасхальные яйца украшали лентами из дорогой привозной ткани и даже драгоценными камнями. На Императорском Фарфором заводе, как говорят историки, даже существовал целый церемониальный процесс «надвязки бантов» на расписанные яйца. Такие фарфоровые создания чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, для ленты с бантом внизу и петлей вверху. Их подвешивали в красный угол, под иконы. С 1820-х годов фарфоровые яйца в России стали производить и частные фарфоровые фабрики и заводы.

В начале 20 века на ИФЗ производили уже 3308 яиц в год. Над ними трудились примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года Императорский фарфоровый завод выпустил 3991 фарфоровое яйцо, а в 1916 году – 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, которые создавали мастера-самоучки и народные умельцы.

Изображение

Изображение
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Красим яйца к Пасхе
    Луковка » 04 апр 2014, 19:53 » в форуме Праздник в доме
    29 Ответы
    1739 Просмотры
    Последнее сообщение Лунная Лиса
    02 май 2016, 10:37
  • Пасхальные пряники
    Иулия » 30 апр 2016, 09:42 » в форуме Праздник в доме
    15 Ответы
    2788 Просмотры
    Последнее сообщение Шелест
    16 апр 2017, 11:42
  • Готовим пасхальные куличи
    Юлия » 30 мар 2011, 15:24 » в форуме Праздник в доме
    265 Ответы
    11683 Просмотры
    Последнее сообщение Пиона
    07 май 2019, 06:58
  • Пасхальные свечи своими руками
    Селеста » 28 мар 2011, 10:11 » в форуме Рукоделие
    2 Ответы
    1494 Просмотры
    Последнее сообщение Марьяна
    28 мар 2011, 18:20

Вернуться в «Культурный слой»