Об унынииДуша - поле битвы

Модератор: Юлия

Аватара пользователя
Автор темы
Пятачок
Всего сообщений: 7602
Зарегистрирован: 23.05.2013
Откуда: На чужой планете
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: памперсы меняю
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Писательский дар
 Об унынии

Сообщение Пятачок »

В продолжение разговора, начатого в темах о выгорании и депрессивных состояниях.
Поговорим о духовной составляющей проблемы?
Сегодня очень модно стало говорить о некоем физическом или эмоциональном выгорании. Говорят о своем профессиональном выгорании те, кто работает с людьми – педагоги, врачи. Говорят о выгорании в семье, потому что женщина с утра до вечера занята детьми, мужем, и ей нет ни секунды передышки. Сегодняшние люди в тупике. Они не знают, как им справиться с унынием, которое возникает от беспросветной работы, которой конца-края нет. За этим теряется и смысл жизни, и радость, остается лишь постоянная забота о хлебе насущном. Человеку, пребывающему в земной плоскости, действительно непонятно, что с ним происходит, почему жизнь предстает ему серой, блеклой и тусклой.

Конечно, человек может физически истощаться. Конечно, все мы разные, у каждого свой запас душевных сил, свой эмоциональный резерв, свой темперамент. Но за модным ныне словом «выгорание» стоят не те вещи, которые мы предполагаем.

Человек верующий понимает: все в жизни посылается ему не случайно; если Господь дал крест, то Сам и поможет его нести; любые жизненные обстоятельства, пускай даже они доводят до полного истощения, имеют глубокий смысл, который заложен Богом. В основе нашего нормального душевного, эмоционального состояния лежит то, понимаем ли мы, что Господь поможет нам, или не понимаем, верим в это или не верим. А это, в свою очередь, зависит от нашей с вами молитвы: от того, насколько она глубока, чиста, насколько мы каемся искренне, насколько просим у Бога помощи. Господь дал всем нам возможность постоянно обновляться. И обновлению нашей души способствует соединение с Богом в молитве и в Таинстве Святого Причащения.
Полностью здесь:
http://azbyka.ru/dictionary/17/borba_so ... shtml#ref2
Я вдруг поняла – все эти города
Я должна пройти как в наказанье
Но у меня есть дом, а у дома – я, у севера – сиянье
Татьянушка
Всего сообщений: 1638
Зарегистрирован: 23.06.2015
Откуда: Тьмутаракань
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 1
Ко мне обращаться: на "ты"
 Об унынии

Сообщение Татьянушка »

Очень хорошо мне уныние знакомо, к сожалению.Дошло до того, что даже слово "врач" или "скорая", не говоря уже о том,если я случайно увижу даже по телевизору или услышу звук сирены, вводили меня в такое отчаяние и страх, что я ничего не могла с собой поделать. Помог батюшка, дал благословление на Иисусову молитву и молитву Богородице (Богородице, Дево радуйся...) и на четки. Через неделю, я снова стала видеть краски жизни и поняла, что жизнь прекрасна. :Yahoo!:
Аватара пользователя
Людмил@
Всего сообщений: 3724
Зарегистрирован: 24.07.2012
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 1
Ко мне обращаться: на "ты"
 Об унынии

Сообщение Людмил@ »

Вот что встретила:
Митрополит Лимассольский Афанасий Западня, или О духовной сухости
Что делать, когда радость от обретения Бога сменяется на уныние от ощущения Его потери?
Почему после духовного подъема вдруг возникает пустота в душе?
Как пережить этот период и не уйти из Церкви?

На эти вопросы отвечает в своей Митрополит Афанасий – духовный сын старца Иосифа-младшего (ученика старца Иосифа Исихаста).
Он был связан узами духовной дружбы и со старцем Паисием Святогорцем, близко общался со многими другими известными афонскими подвижниками.
В своей митрополии на Кипре и в других епархиях он ведет активную пастырскую деятельность: в храмах, вузах, на радио проводит беседы на духовные, порой очень непростые, темы: об умной молитве, о борьбе с помыслами, о страстях, о чистоте сердца, о заповедях. Беседы особенно интересны потому, что Владыка говорит из собственного монашеского опыта.


Сегодня мы вместе с вами вспомним 28-й стих 118-го псалма:

Воздрема душа моя от уныния, утверди мя в словесех Твоих.
Это особая тема в духовной жизни.
Во внутреннем состоянии человека не могут не происходить изменения, и иногда случается и то, о чем говорит Пророк:

Воздрема душа моя от уныния.

Сегодня мы поговорим о том, что нам делать и как себя вести во время этих изменений.
Есть одна западня, в которую мы с легкостью попадаем, когда хотим подвизаться, — это наше стремление следить за своими чувствами. Что я имею в виду?

Как все вы знаете, обычно происходит следующее: когда человек начинает ходить в церковь, в первое время он переживает состояние Божественной благодати, которая дается ему даром.
В этот период человек испытывает божественную радость; он чувствует, как играет его сердце, движимое любовью к Богу; он с легкостью собирает свой ум; страсти в нем отступают, укрощаются; божественное просвещение осеняет его душу.

Естественно, всё это рождает в нашей душе приятные, радостные чувства. Нам бывает тогда очень хорошо, мы чувствуем себя в высшей степени прекрасно.
Мы действительно ощущаем себя словно в Раю, вкушаем радость Рая.

Однако приходит час, в который происходит некое изменение: вместо всего перечисленного мы вдруг ощущаем себя покинутыми, чувствуем в душе тьму, мрак, чувствуем, что Бог нас оставил или что мы оставили Его, вновь ощущаем гнет страстей, смешение помыслов.
Мы больше не хотим молиться, наше существо противится молитве, не находит себе упокоения в деле Божием, через силу мы убеждаем себя пойти в церковь и т.д.

Это противление, изменение человек воспринимает очень тяжело.
Часто он огорчается и скорбит:
«Почему я так себя чувствую? Почему я столкнулся со всеми этими трудностями, тогда как раньше ничего подобного не было?»
Он начинает искать причины: может быть, дело в этом? может быть, в том? в другом?..

Но истина не в том, что человек где-то допустил ошибку.
Истина в том, что человек должен научиться жить, так сказать, более твердо.
Как говорил приснопамятный старец Паисий, Бог похож на хорошего земледельца, который посадил маленькое деревце и поливает его каждый день, поскольку деревцу необходимо достаточное количество влаги для того, чтобы пустить корни, прижиться и расти.
Но постепенно земледелец начинает поливать его реже: сначала через день, потом ? через два дня, через три, через четыре, через неделю, раз в две недели, раз в месяц.

Так он поступает с целью помочь дереву пустить корни глубоко в почву, чтобы оно получало настоящую влагу прямо из земли.
Ведь если оно будет расти на самой поверхности, то, когда придут ветры, ливни и непогода, оно не сможет устоять, будет вырвано с корнем и упадет.

Поэтому человек по промыслу Божию проходит это обучительное оставление Богом (оставление лишь кажущееся), педагогическая цель которого ? чтобы человек глубоко пустил корни и устоял.

По этой причине наша душа часто пересекает пустыню, переживает период сухости.
Как во время засухи всё вокруг бывает иссохшим, нигде нет ни капли воды, ? тяжелый период для природы, ? так происходит и с душой человека.

И в этот период человек должен быть крайне бдительным, чтобы, прежде всего, не потерять мужества.
Он должен знать: мы верим в Бога и любим Его не потому, что Бог даровал нам те приятные, радостные чувства, какие были у нас вначале, но потому – и в этом мы абсолютно уверены, – что Бог всегда рядом с нами, и Он заслуживает того, чтобы весь наш подвиг мы совершали ради того, чтобы быть рядом с Ним.

Подвизаясь таким образом, мы пребываем верными Богу, даже если само наше существо оказывает нам сопротивление.
Наше существо приводит аргументы в свою пользу: вот, ты делаешь то и то, а результата нет, ? или: ты пытаешься исполнять что-то, а внутренне испытываешь от этого большие затруднения, хотя раньше совершал это с удовольствием.

Пророк Давид в одном из псалмов говорит, что враги спрашивали его: Где есть Бог твой? (Пс. 41, 4, 11).

Человек спрашивает себя:
«Где есть Бог мой? Разве Бог не видит, как я страдаю, как я Его ищу, как разыскиваю, что я — сплошная пустыня?»

Бог, как внешне кажется, молчит и оставляет человека одного.
В действительности это не так. Это просто субъективное переживание самого человека.

В этот период требуется большая вера.
Человек должен устоять, сказав себе:
«Ради любви Божией я пребуду на своем месте».
Он не должен отступать и обращаться вспять:
«Ну ладно, раз я делаю и не вижу никакого результата, то остановлюсь и больше ничего делать не буду.
Ведь Бог мне не отвечает. Ведь Он не откликается. Ведь я столько уже подвизался, но ничего от Него не получил. Брошу я всё это».
Бог желает уберечь нас от «чувства бакалейщика», то есть от ощущения, что мы покупаем благодать.
Ведь она потому и называется благо-датью, что Бог дает ее даром. Мы не покупаем ее. Мы не пускаем ее в оборот между нами и Богом.
Бог просто дает нам ее. Не по какому-то закону, который мы исполнили, не по нашим делам, но по Своей любви и милости Он нас спас, и по Его благодати, данной нам даром, пришло наше спасение и наше вечное единство с Ним.

Вместе с тем в этот трудный период мы должны быть внимательными и делать всё возможное, чтобы не оставить наше правило.
То малое правило, которое каждый из нас совершает ежедневно, помогает нам устоять.
Пусть это будет маленькая молитва, которую мы совершаем вечером или утром, наш небольшой пост или что-то другое, что мы исполняем (причащение, исповедь) ? мы должны подвизаться за то, чтобы соблюдать всё это в точности, даже если сейчас, в трудный период, не видим от этого результата.

Если мы сохраним всё это, если пребудем на нашем месте и, несмотря на давление событий и помыслов, останемся стойкими и будем продолжать бороться, — тогда будем уверены, что Бог вновь вернется к нам (хотя в действительности Он всегда рядом с нами).
И тогда человек начнет приносить сладкий спелый плод во время свое (Пс. 1, 3).

Не во мгновение ока, как мы мним в первый период духовной жизни, когда впервые познаём Бога и через неделю считаем себя уже достигшими Божественной меры.
В духовной жизни человек созревает постепенно и преуспевает возрастом и благодатию (Лк. 2, 52), и строит всё духовное здание на смирении.

Период сухости - самый лучший период нашей духовной жизни.
И это мы всегда должны иметь в виду.

Когда мы переживаем период сухости, мы переживаем самый лучший период нашей жизни, потому что в это время человек закладывает правильный фундамент.
Это время смиряет человека, уничижает его душу даже до смерти, и его душа сходит до ада.
И тогда человек видит, что его дела - ничто, и сам он - ничто, ноль.
Но он не должен от этой уничиженности впадать в безнадежие, а должен держаться такого убеждения: единственное, что для меня осталось, это вера и надежда на Бога.

Когда он будет так подвизаться, тогда приходит любовь, которая выше веры и надежды, и человек уже наслаждается в любви Божией.
Он наслаждается, но перед этим он преодолел длительный период сухости - испытание, которое иногда длится многие годы.
Авва Исаак Сирин пишет о себе, что почти тридцать лет его душа не чувствовала действия благодати [1].

Господь ? хороший педагог.
Как учитель, когда видит, что ребенок имеет желание учиться, но он несколько ленив и наивен, то начинает подталкивать его к занятиям, заставляет читать больше, задает ему больше уроков, иногда даже устрашает его тем, что такой-то учится лучше.
Учитель видит, как продвигается его ученик, он знает его возможности, и потому, если оставит его без внимания, то, по сути, причинит ему вред. Учитель подталкивает его к тому, чтобы он приобретал еще большие знания.

Так поступает и Бог, Который видит любочестивую душу человека, видит, что у нас возникает иногда благое стремление и желание, но мы не имеем сил или произволения, не хотим делать большего, лень и другое подобное нас парализует.
И Бог своими «педагогическими приемами»: сухостью, испытаниями, скорбями, искушениями, помыслами - устраивает так, что человек находится в постоянном духовном бодрствовании и движется вперед.

Я всегда вспоминаю два высказывания: одно - древнего старца, другое - современного.

Слово древнего старца было следующее.
Как-то раз брат спросил одного монаха, достигшего великой меры непрестанной молитвы:
«Как ты смог достичь столь великой меры? Кто научил тебя молиться?»
И тот, улыбаясь, ответил:
«Демоны. Они научили меня молиться».
- «Но как это возможно, чтобы демоны учили нас молитве?»
- «Да. Они воздвигали против меня такие невыносимые брани, что я постоянно был вынужден пребывать в бодрствовании, духовном трезвении с молитвой на устах и в уме, потому что стоило мне лишь немного оставить молитву, как тотчас же в меня вторгались помыслы, пожелания, образы и порабощали меня греху».
Другой старец, современный нам, отец Ефрем Катунакский при каждой нашей встрече всегда говорил нам:
«Будьте внимательны, не оставляйте пустоты между вашим умом и Богом».
Многие годы я не мог понять этих слов. Что же они означают?
Они означают, что наш ум должен быть настолько соединен с Богом, с памятью о Нем, чтобы в нашем общении с Ним не было ни трещинки, через которую в любой момент могут войти помыслы, желания, страсти, иначе говоря, то, что разлучает, разъединяет нас с Господом.
Это бодрствование есть то средство, которое действительно помогает нам иметь крепкие корни для того, чтобы устоять в тяжелый период засухи, и удерживает нас в контакте с благодатью на протяжении всей нашей жизни.
Мы должны пребыть верными Богу.
Верный человек - это не только тот, у кого всё хорошо, и потому он верит в Бога и призывает Его.
Верный - это тот, кто в период сухости, когда всё в нем сопротивляется, когда всё говорит об обратном, когда его душа ничего не чувствует, безусловно верит, что Бог его не оставит: Бог здесь, Он не оставит меня умереть во время этой засухи.

Отцы сравнивают это состояние души с сорокалетним странствованием израильтян по пустыне.
Бог вывел их из Египта и они сорок лет блуждали по Синайской пустыне и никак не могли достичь Земли обетованной, Палестины.
Она была рядом - на расстоянии двухмесячного пешего пути.
Но израильтяне шли сорок лет в земли пусте, непроходне и безводнее (Пс. 62, 2).
Там они подверглись многим бедствиям, невзгодам, испытаниям. И однако они остались верными.
Когда они начали роптать, что в Египте им было лучше и потому стоит туда вернуться, всех их постигло бедствие.
Писание говорит, что после того евреи стали говорить: лучше пусть кости наши падут в этой пустыне, чем мы вернемся в Египет.

Знаете, иногда мне приходится слышать следующие вещи:
«До того, как я начал регулярно ходить в церковь, я чувствовал себя гораздо лучше.
У меня не было помыслов, я никого не осуждал, всё у меня было в порядке, всё мне было понятно, а теперь я не понимаю ничего».
Наша предыдущая жизнь начинает нам представляться в лучшем свете, чем нынешняя.
Сейчас, когда мы ходим в церковь, наше положение, как нам кажется, осложнилось: мы ничего не чувствуем, целыми днями осуждаем, всё у нас вверх дном - в общем мы не ведем хорошей духовной жизни.
Мы уже иначе смотрим и на людей, живущих вне Церкви, говорим себе:
«Посмотри, эти люди, которые не ходят в храм, какие они спокойные, безмятежные, их жизнь - сплошная радость, всё у них в порядке и на работе, и в семье, они такие радостные, общительные».
В нашем уме происходит перемена, нам вдруг представляется, что жизнь без Христа лучше нашей жизни, и это тянет нас обратиться вспять.

Здесь от нас требуется принять решение: пусть лучше мы умрем в пустыне этого Божия испытания и оставим в ней наши кости, чем вернемся к прежней жизни, чтобы наслаждаться той радостью, которая, как нам кажется, там есть.

Бесспорно, что человек, перенося всё это, испытывает душевные страдания. Но если ему удается преодолеть препятствия со стороны своих желаний, образов и фантазий о самом себе и смириться перед Богом, тогда он находит ключ к отдохновению. Ключ этот ? молитва со слезами.

Слезная молитва приносит успокоение человеку, имеющему глубокое смирение.
Я говорю не о слезах, соединенных с жалобами и недовольством, когда человек начинает судиться и говорить «почему?», например:
«Почему, Боже мой, Ты меня оставил? Почему Ты мне не помогаешь? Зачем Ты меня оставил одного, и я теперь грешу? Почему я дошел до такого скверного состояния?»
Рождается много этих «почему».
Но если человек всё это презрит, закроет на это глаза, падет ниц пред Богом, со слезами раскроет перед Ним свое сердце и изольет всю свою боль в молитве, тогда он находит большое утешение.
Настолько большое, что после того как пройдет период испытания, для человека наступает лето, то есть новый хороший период.
И человек с ностальгией вспоминает минувшее и то сладкое утешение, которое дал ему Бог, в то время как он не имел никакого человеческого утешения.

Будем уверены в том, что Бог не презрит нашей молитвы. Он не презрит нашего стенания, нашего испытания.
В этот период сухости в человеке происходит подлинная внутренняя духовная работа.

Если человек не переживает состояния сухости, если не проходит испытаний, значит, Бог еще не начинал Своей работы с ним.
Значит, всё совершаемое человеком еще незрелое и сырое, он еще не вошел в печь, чтобы испечься.

В приведенном нами стихе псалма пророк Давид говорит: Воздрема душа моя от уныния.

Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души - это уныние.

Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным.
Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке - «не хочу», приносят рыбу - «не хочу», приносят самую лучшую еду - «не хочу».
Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, дремание.
Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

Таково уныние - стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно.
Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать.
Дремание от уныния - одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние?
Одна из главных причин ? это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ? а мы того и не понимаем.
Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ? чтобы мы не могли остановиться.
От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем.
В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.

Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы.
Умеренность и простота в жизни христианина - вот главное основание для того чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом.

И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью.
Ты - господин вещей, а не раб их.
Ты - владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех».
Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.

Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…»
Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь.
Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам.
Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.

Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться. Об этом пророк Давид говорит далее:
утверди мя в словесех Твоих.
То есть утверди меня в вере. Ведь когда колеблется вера, тогда человек уже не сопротивляется греховному предложению.
Утверди мя в словесех Твоих означает также «Господи, покажи нам необходимость иметь в себе словеса Божии».
Подобно тому, как в нашем доме есть кладовая для продуктов и, когда наступают трудные времена, мы можем жить на запасы из этой кладовой.

Или, как говорил старец Паисий:
«Смотрите, работайте хорошенько духовно, чтобы получать духовную пенсию, чтобы, когда вы уже не сможете работать, к вам приходил конверт с квитанцией на получение».

Что он хотел этим сказать?
То, чтобы ты, когда у тебя духовно всё в порядке, ревностно подвизался, а во время испытания, в период духовной сухости имел духовные сбережения, собранные из поучений, из словес Божиих, из молитвы, и всё стойко выдержал.
Чтобы не смог искуситель, враг, помысел убедить тебя, сказав: «Посмотри — ничего нет».
Но почему вдруг нет? Вчера Бог был со мной. Вчера Он говорил со мной в моем сердце. Вчера я радовался вместе с Ним.
Разве нет Его и сегодня? Есть. Вчерашний Бог, сегодняшний Бог, завтрашний Бог ? один и тот же Бог.

Поэтому молитва, поучение в слове Божием, в творениях святых отцов - это некий вклад духовных ценностей, который мы имеем в себе, чтобы во время трудностей питаться из него.
Борьба, которую мы ведем в благоприятный период - это пища, о которой мы вспомним, когда придут испытания, говоря себе:
«Посмотри, Бог нас не оставляет. Минует это испытание, и вновь Господь придет, вновь наступит день».
Есть день, и есть ночь: 12 часов ночи и 12 часов дня. Еще не было случая, чтобы ночь не прошла. За исключением нашей последней ночи.
Но если это всё же не последняя наша ночь, то день наступит обязательно. Смена времени суток произойдет.
То же и в духовной жизни. Ночь пройдет и взойдет солнце. Пройдет испытание, и после него мы увидим сладкие плоды.
Еще раз повторю и на этом закончу: самая правильная духовная деятельность бывает у человека в период испытаний и сухости.
Именно тогда происходит духовная деятельность.

Какие фрукты становятся сладкими? Те, которые выросли на «безводье».
Самые сладкие арбузы и дыни - «безводные», которые не наполнены водой, как прочие. Они сладки и ароматны, потому что выросли в трудных условиях.
То же самое и с человеком.
Кто «испечен» в трудностях и пребывает верным Богу, не уступает, он говорит:
«Я не хочу шоколада от Бога, я хочу Самого Бога. Я обрету Бога в этих испытаниях. Я не убегу от Него. Не откажусь от своего места.
Даже если мне предстоит здесь умереть, я паду в борьбе, но назад не поверну ни за что».
Когда человек скажет так и пребудет в таком устроении, прилагая все свои силы, несмотря на давление искусителя, тогда Бог поистине радуется и награждает этого человека. Этот человек действительно борец, атлет. Атлет Христов.
И он вкусит обильные, прекрасные и сладкие плоды, когда минует время искушения.

Примечание:

1 Слово 31: «Знай, чадо, тридцать лет вел я брань с демонами, и по истечении двадцатого года вовсе не видел себе помощи.
Когда же прожил я и пятый из последних десяти, тогда начал находить упокоение. И с течением времени оно возрастало.
И когда прошел седьмой год, а за ним наступил осьмой, упокоение простерлось до большей гораздо меры.
В течение же тридцатого года, и когда оный приходил уже к концу, так сильно стало упокоение, что не знаю и меры, до какой оно увеличилось».
И еще присовокупил: «Когда захочу встать для совершения службы Божией, могу еще совершить одну славу; а что до остального, если буду стоять три дня, в изумлении пребываю с Богом и нимало не чувствую труда».
Вот какое ненасыщаемое упокоение порождено многотрудным и долговременным делом!»

http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/521/1
Прежде, чем подумать плохо, подумай хорошо.
Аватара пользователя
ЮлияМир
Всего сообщений: 196
Зарегистрирован: 26.09.2015
Откуда: Казань
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение ЮлияМир »

Не знаю, в эту ли тему пишу. Недавно было у меня сильное уныние, прямо ничего радости не приносило. И подумала я грешным делом: "Ну все, покинула меня Божья благодать". Так ночью мне так плохо стало, ощущение сильнейшей безысходности, апатии, пустоты, не описать словами. Тогда я взмолилась Господу, что глупость сказала про благодать. Теперь стараюсь отсеивать дурные мысли, хотя ещё очень плохо получается. Вот ведь правда, после таких случаев, как в Бога не верить?
Аватара пользователя
Иулия
Всего сообщений: 4439
Зарегистрирован: 23.12.2011
Откуда: Курская обл.
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Профессия: информатик-экономист
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Способности и упорство
 Re: Об унынии

Сообщение Иулия »

Уныние побеждается терпением.
У Бунге прочитала
"Ты, Господи, не удаляйся от меня, Сила моя! поспеши на помощь мне!"
Пс. 21, 20
Аватара пользователя
Шелест
Всего сообщений: 10678
Зарегистрирован: 03.10.2014
Откуда: Китеж-град
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
 Re: Об унынии

Сообщение Шелест »

Одна из самых страшных стрел искусителя против нас, против нашей души ― это уныние.

Уныние парализует дух, и человек не хочет ничего. Всё ему кажется неприятным. Как больной, который теряет аппетит и не хочет есть: ему приносят рисовую кашу на молоке ― «не хочу», приносят рыбу ― «не хочу», приносят самую лучшую еду ― «не хочу». Всё ему кажется горьким, плохим, отвратительным. Он ничего не хочет, у него нет аппетита. Если ты и дашь ему что-то, то он съест это только через силу.

Подобное бывает и с душой человека от уныния. Оно производит в человеке то, о чем говорит пророк, ― дремание. Когда ты дремлешь, ты садишься в кресло, тебя охватывает сонное оцепенение, ты растягиваешься и предаешься этой дремоте.

Таково уныние ― стрела, которая в тебя попадает, и ты впадаешь в оцепенение всем своим существом: и духовно, и телесно. Ведь наше тело не может устоять: оно начинает болеть, как-то реагировать. Дремание от уныния ― одно из самых сильных орудий, которое диавол обращает на человека, духовно подвизающегося в молитве, поучении, исихии, любви Божией.

Откуда возникает уныние? Одна из главных причин ― это житейские попечения. Они всех нас охватывают, борют, окрадывают ― а мы того и не понимаем. Искуситель без конца подбрасывает нам заботы, заботы, заботы ― чтобы мы не могли остановиться. От них человек устает телесно и душевно и не имеет потом аппетита к духовной деятельности.

Он и не может его иметь. Если к вечеру ты уже в разбитом состоянии, что тогда ты сможешь сделать? И так день за днем, день за днем. В конце концов, эта усталость отнимает у человека время и расположение к тому, чтобы хоть немного взглянуть на себя.


Да, конечно, у всех нас есть определенные обязанности, но не будем сами прибавлять к ним еще что-то сверх, что отнимет наше время и похитит последние оставшиеся силы. Умеренность и простота в жизни христианина ― вот главное основание для того чтобы иметь большую легкость в нашем общении с Богом.

И ответ сегодня тому потребительскому обществу, в котором мы живем, состоит в том, что таков обычай Церкви: Церковь пользуется миром, но не мир пользуется Церковью. Ты ― господин вещей, а не раб их. Ты ― владелец своего времени и своих вещей, а не раб тех дел, которые в действительности тебя разрывают и не оставляют тебе возможности заняться тем, чем ты должен заниматься.

Духовного человека диавол не будет бороть напрямую, то есть не будет говорить тебе: «Знаешь, пойди-ка вступи в беззаконную связь, соверши грех». Ведь если он это скажет, значит, вступит с тобой в борьбу.

Но он сначала приблизится, посмотрит: «Так, чем он тут занимается? А, он очень бдителен, следит за собой, молится, постится, подвизается…» Враг в первую очередь найдет способ, как отклонить тебя от того, что ты делаешь. Он отыщет для тебя множество хлопот, чем-то тебя займет, лишь бы ты перестал молиться и устремился к другим вещам. Он создаст для тебя такие условия, чтобы ты оставил свою духовную жизнь, а как только ты обессилишь, схватит тебя и заставит делать то, что хочет он.

Враг сломает тебя, как соломинку. У тебя нет сил, ведь ты потерял молитву, участие в таинствах, исповедь. Ты в нерадении. Нерадение и уныние обнажат тебя и приведут на грань падения. Волей-неволей всё закончится падением.

С этой дремотой уныния нужно бороться.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Все улеглось! Одно осталось ясно — что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Николай Рубцов
Аватара пользователя
Голуба
Всего сообщений: 293
Зарегистрирован: 13.08.2015
Вероисповедание: православное
 Re: Об унынии

Сообщение Голуба »

Уныния не должно быть у верующего человека... Как может унывать человек, который верит в Бога, в Его Всемогущество, в то, что без Него ничего не бывает, в то, что Он все может! Уныние же, случающееся с нами, свидетельствует о нашей духовной болезни и о нашем маловерии.

Епископ Феодор (Текучёв)
Слава Богу за всё!
Аватара пользователя
Лунная Лиса
Всего сообщений: 14029
Зарегистрирован: 25.08.2010
Откуда: из ребра Адама
Вероисповедание: православное
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: дворник
Ко мне обращаться: на "вы"
:
Призёр фотоконкурса
 Re: Об унынии

Сообщение Лунная Лиса »

3. СРЕДСТВО ОТ УНЫНИЯ

Даже врачи-психотерапевты признают, что 21 век будет веком распространения страшной пандемии – эндогенной депрессии. Депрессия опасна еще и тем, что она заразительна, она несет в себе специфические энергии, которые не только исходят от ее носителей, но поражают и тех, кто пытается с ними общаться: успокаивать, утешать, предлагать пути разнообразных выходов из нее.
У меня вокруг есть несколько близких людей, с которыми я провожу время, пытаясь их развлечь, вытащить из этого тяжелого состояние, придумать им возможный счастливый сценарий дальнейшей жизни и т.д. Но как только они уходят, меня буквально подкашивает та черная туча, которую они принесли с собой: мне хочется лечь плашмя, укрыться с головой и забыться…
Впрочем, это хороший монашеский способ борьбы с унынием. По крайней мере, мне о нем говорили люди духовные, сами иноческого чина. Монах, впавший в депрессию, запирается на три дня в своей келье, ложится на подстилку, укрывается с головой рясой и лежит без движения, словно бы умирая и умиряя противоречивые помыслы, сталкивающиеся внутри него разряды молний. Но после этих трех дней он должен встать, вернуться к своим послушаниям и идти дальше, неся свой крест.
А как быть человеку мирскому? В чем святоотеческая традиция видела причины уныния? Об этом написаны целые тома, в которых запечатлены потрясающие открытия в сфере жизни и устроения человеческой души. Но вкратце: причина уныния прежде всего – гордость, корень всех грехов. Далее – надежда не на Бога, а на себя самого или на других людей, равно как и на земные обстоятельства, то есть на нечто, принадлежащее сфере имманентных явлений.
Такой человек пробует всем своим весом опереться на подрубленное дерево, на глыбу, которая вот-вот сорвется в бездну, а то и просто на тень, которая вот-вот ускользнет. Такой самонадеянный человек неизбежно рискует сорваться в уныние. Причиной уныния могут стать и другие грехи, в которых человек не покаялся и которые омрачают душу: жизнь такому человеку представляется муторной и невыносимой, а он сам кажется себе отвратительным и мерзким, и с этим сознанием ему тоже невозможно примириться.
Итак, смирись, гордый человек! Легко сказать – смириться, но как? Я слышала о таком верном, хотя и болезненном способе (не знаю, правда, подействует ли он на человека неверующего, не принесшего покаяния, не поддерживаемого церковными таинствами и молитвой). Но я – пробовала на себе, и мне помогало!
Надо произвести с миром то, что на философском языке называется «феноменологической редукцией». Что это такое?
Надо умалить все, чем ты обладаешь (в том числе – и какие-то собственные способности), низвести это до несуществующего. Остаться нагим и нищим. Обратить себя в Иова, сидящего на пепелище и посыпающего голову пеплом. И поставить себя перед лицом Господним. «Наг ты пришел в мир, нагим и отыдеши!»
Нет ничего в этом мире, чем бы ты владел с полным правом и с полным основанием мог бы назвать – своим. Нет ничего, что бы ты заслужил и заработал своим трудом или своими талантами. Да и таланты у тебя – не свои. Все ты получил задаром извне – и через других людей, и от самого Промыслителя. А «Бог дал – Бог взял». И вот какое-то время надо сродниться с этой мыслью, самому стать ею: в мире есть только душа и Бог.
И когда ты это почувствуешь всем своим составом, всем своим существом, всей правдой своего бытия, тогда – можно оглянуться по сторонам! И тогда вдруг откроется, чем Господь наградил тебя, чем увенчал. Тогда самая простая, даже житейская вещь, приобретет значение дара Господня, знака Его милости.
Так человек, страдающий и иссохший от многолетней бессонницы, с воодушевленной благодарностью произносит Богу хвалу за посланный ему сон. А человек изголодавшийся, облобызает ноги Всевышнего за упавшие с Его стола крошки хлеба. А сирота, настрадавшийся от одиночества и нелюбви и вдруг в один прекрасный день очнувшийся в родной любящей его семье, возликует всем сердцем, прильнув к любимым родителям. А бездомный, ночующий в мороз возле едва обогреваемого сортира, проснувшись в тепле да на чистых простынях, воспоет гимн Милосердному Богу!
«Если не скажет человек в сердце своем: «В мире я один и Бог» – не найдет успокоения», – как выразил эту мысль подвижник Нитрийской пустыни авва Алоний.

В теплой влажности, в беспамятности сладкой
зарождаются фантазмы и туманы,
бродят вирусы, плодятся лихорадки,
фарисеи, прометеи, графоманы.

Заболочен, заморочен ум превратный,
что ни выродит – все скука, день безбытный:
снедь как будто бы, и сам продукт бесплатный,
люд и налетает, любопытный.

Может, драму ему дать? Метеоритом
засветить да грянуть громом, негодуя?
Чтоб, придя в себя, с живейшим аппетитом
благодарно грыз он корочку ржаную?

Воду ржавую горстями из колодца
пил, глотал, хлебал, блаженно раскраснелся
и в дрожащих каплях щурился от солнца…
Да к тому же куст расцвел, и дрозд распелся!!


Олеся Николаева
"В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь"
AnnaMaria
Всего сообщений: 8
Зарегистрирован: 09.02.2016
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: педагог начального образования
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение AnnaMaria »

Когда наступает уныние - читайте жития святых, например, о батюшке Серафиме Саровском. Он даже к людям обращался - радость моя... А жизнь у него была непростая.
Аватара пользователя
Иулия
Всего сообщений: 4439
Зарегистрирован: 23.12.2011
Откуда: Курская обл.
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Профессия: информатик-экономист
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Способности и упорство
 Re: Об унынии

Сообщение Иулия »

ПУСТЬ ВРАГ ОТ НАС УНЫВАЕТ
http://www.pravoslavie.ru/49826.html
"Ты, Господи, не удаляйся от меня, Сила моя! поспеши на помощь мне!"
Пс. 21, 20
Аватара пользователя
Соломинка
Всего сообщений: 8182
Зарегистрирован: 28.08.2010
Откуда: Город на болоте)))
Вероисповедание: православное
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: Ландш.дизайнер, 3d-моделлер, юрист))
 Re: Об унынии

Сообщение Соломинка »

Есть такая болезнь современного человека: он слишком много думает о себе. Не в смысле «он высоко о себе думает», а в смысле рефлексии, жалости к себе и так далее. Это вообще большое испытание для человека. Что делать? Надо меньше думать... Когда тоска заедает, лучше думать как можно меньше «о смысле жизни и страданьях», а заняться чем-нибудь. У тебя есть свободное время — прекрасно! Сколько вокруг людей, которые нуждаются в помощи, сколько своих планов... море полезных, важных, интересных дел. И тогда для тоски просто не найдется времени, и мысли будут заняты делом.

Протоиерей Максим Первозванский.
https://vk.com/feed?w=wall-7626755_7816
Мы не умещаемся в прокрустово ложе современной жизни, а если ее мерки нам в самый раз – значит мы не настоящие христиане... Иеромонах Серафим Роуз
Аватара пользователя
Сентябринка
Всего сообщений: 2497
Зарегистрирован: 24.02.2015
Откуда: Город-герой
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 1
Образование: высшее
Профессия: педагог
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Сентябринка »

Думаю, сюда подойдет.

Притча об унынии «Коллекция Дьявола»
Много лет назад, Дьявол решил похвастаться и выставил на всеобщее обозрение все инструменты своего ремесла. Он аккуратно сложил их в стеклянной витрине и прикрепил к ним ярлыки, чтобы все знали, что это такое, и какова стоимость каждого из них.
Что это была за коллекция! Здесь были и блестящий Кинжал Зависти, и Молот Гнева, и Капкан Жадности. Любовно на полочках были разложены все орудия Страха, Гордыни и Ненависти. Все инструменты лежали на красивых подушечках и вызывали восхищение каждого посетителя Ада.
А на самой дальней полке лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек с ярлыком «Уныние». На удивление, его стоимость была выше, чем всех остальных инструментов, вместе взятых.
На вопрос, почему Дьявол так высоко ценит этот предмет, тот ответил:
— Это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. – И он с нежностью погладил деревянный клинышек. — Но если мне удается вбить его в голову человека, он открывает двери для всех остальных инструментов…
Изображение
Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
(оптинские старцы)
Аватара пользователя
Myata Perechnaya
Всего сообщений: 344
Зарегистрирован: 07.07.2015
Откуда: Сибирь
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Ольга
Сыновей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Myata Perechnaya »

А как помочь другому человеку? Есть у меня подруга. В храм не ходит, в Бога не верит. Ну я с ней на эти темы и не разговариваю.
Так вот. С 6 лет старшего сына (а сейчас ему 13) она сидела дома, так как повела его в первый класс, они как раз переехали. Потом, через 5 лет вышла на работу. Работа была нелюбимая. Вышла, потому что надоело дома сидеть. Через год забеременела, и опять села дома. Беременность была не из легких, а сейчас младший сын как маленький моторчик, на месте не сидит. Так вот она уже года 3 в глубокой депрессии. Ничего ее не радует, хочется, чтобы все отстали и оставили в покое. Основная претензия к мужу - не ценит порядок в доме, надоело за всеми убирать и прочее... :%) Объективно - все у нее хорошо. Муж любит, заботится, деньги зарабатывает, дети хорошие. Есть где жить, есть во что одеться.
Я уж ее и так, и этак. Ну подумаешь грязь, ну и ладно. Будет время и желание - потом уберешь. Была б она верующая - было бы проще ее в чувство привезти. В июле поедем все вместе на Горный Алтай. Может хоть горы, воздух и река помогут.

п.с. Может, надо было в другом разделе написать. Если что, прошу прощения. :chelo:
Кения
Всего сообщений: 642
Зарегистрирован: 27.04.2017
Откуда: МО
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Ксения
Сыновей: 2
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: Детский психолог и логопед
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Кения »

Ольга Яковлева, может отдыхать надо больше, т.е. менять вид деятельности, тогда отпуск должен помочь :good: . Сама такая, когда кроме дома ничего((. Стараюсь вырваться хоть куда - помогает.
Аватара пользователя
Nervous
Всего сообщений: 138
Зарегистрирован: 09.11.2018
Откуда: Москва
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Nervous »

Смотрю передачу по Спасу про уныние.
Интересные рассуждения. :jr1l:
Правда не все герои передачи понимают о чем речь. Сабина Цветкова абсолютно не знает о чем говорит. Если послушать её, то все люди в депрессии это симулянты, которым просто нечем заняться. Алексей Рощин рассказывает, что депрессия - это модная болезнь.
Жанна Карлова , на мой взгляд, пришла не зря, вот её слова мудры. Она сразу разграничила просто снижение настроения и болезнь депрессию. Протоиерей Андрей Рахновский интересно рассуждал, спасибо ему за такой вот разбор этой напасти как депрессия.. уныние.. печаль.. Инокиню Евгению (Сеньчукову) приятно послушать. От человека веет добротой, спокойствием.

Что я для себя отметила из передачи:
"Прихический уровень ниже, чем духовный. Пока не решим проблему на этом уровне, не сможем возрастать". (с)
"Депрессия - это невозможность смириться с собственным бессилием". (с)
"Не поленись - сходи к врачу!" (с)
"Не надо с собой бороться, пытаться улыбаться и быть как бы счастливым для других, когда хочется плакать. Надо принять себя в этой печали, выражать эмоции". (с)


Коротко обо мне... Бездетная... Безработная... Кошатница... За 30... И смех, и слёзы...
Аватара пользователя
Юлия
Модератор
Всего сообщений: 16140
Зарегистрирован: 26.08.2010
Откуда: М.о.
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 3
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Юлия »

Опять же, вопрос мой открытый остался. Депрессия - это и есть уныние? Или это все же два разных понятия, из которых одно лечится таинствами, другое лекарствами?..
Татьянушка
Всего сообщений: 1638
Зарегистрирован: 23.06.2015
Откуда: Тьмутаракань
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 1
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Татьянушка »

Юлия, депрессия лечится таблетками, а уныние- молитвой.
Это разные понятия и разные состояния. Настоящую диагностированную депрессию должен лечить психиатр, человек сам не сможет ничего сделать, какое там усилие воли, если он не хочет сам идти даже в туалет, причесаться и так далее.
Аватара пользователя
Olimpiada
Всего сообщений: 1368
Зарегистрирован: 22.10.2010
Откуда: Издалека
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Olimpiada »

Юлия, если есть непроходящее уныние , даже Таинства не помогают- продолжается оно, то лучше для перестраховки сходить в кпсихиатру(психотерапевту), возможно, что надо помочь уже и лекарствами
Прошу прощения за опечатки и ошибки в моих сообщениях! Если замечаю, то тут же исправляю!
Мария-Маша
Всего сообщений: 12
Зарегистрирован: 08.02.2019
Откуда: Москва
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "вы"
 Re: Об унынии

Сообщение Мария-Маша »

Рекомендую почитать выступления и проповеди патриарха Кирилла об унынии, в них он очень доходчиво и системно излагает как с ним бороться, как не попасть в такое состояние. Кроме того, часто, когда человек находится в таком состоянии, он может стать лёгкой добычей мошенников, в т ч сект
Владимировна
Всего сообщений: 2356
Зарегистрирован: 10.11.2015
Вероисповедание: православное
Дочерей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Об унынии

Сообщение Владимировна »

Девочки, пытаюсь бороться с унынием и помыслами, муж болеет. Опускаюсь в помыслы, что, наверно, ничего не смогу исправить. Сегодня два часа лежала в кровати, не было сил подняться и радовала бесов своими "думами". Стало хуже ему, как 7 лет назад. Давление скачет, еще и сердце - мерцательная аритмия, не может работать, на работе начальник - и удивлен и возмущен. В эти семь лет была борьба за его здоровье, было счастье. Старая я уже, боюсь, на такую борьбу за него, как тогда, уже не хватит сил. Сил нет отбиваться от самых тяжелых помыслов. На волю Божию положиться - нет мужества и духовного разума, наверно. Так как сразу начинаю думать - все, конец. Батюшке я уже надоела. Мне стыдно, но я такой мрачный, унывающий человек, сразу думаю плохое. Вспоминаю, как отец Николай Залитский говорил чадам: не сметь ослабевать!!! А я раскисаю, не вижу выхода, думаю предательские думы о самом плохом. Если что-то скажите хорошее - буду благодарна. Потому что уже всех замучила и просьбами о молитве и звонками.

Отправлено спустя 3 минуты 20 секунд:
Девочки, это все время читаю о Надежде на Азбуке.ру.
Поняла, что это выход, но у меня - чуть что - не знаю куда эта Надежда девается.

Сокровищница человеческого ума есть надежда, в ней хранятся всякие запасы для нашей жизни. Святитель Григорий Нисский (18, 81).

Благочестивому и верующему человеку надо так крепко полагаться на Божии обетования, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в исполнении обетований (25, 180).

Всегда взирай на Господа, потому что Он спасает уповающих на Него (25, 198).

Никогда не споткнется тот, кому Ты, Господи, бываешь опорой: никогда не падет, кто утверждается в Тебе (28, 148).

На Тебя, Господи, вся наша надежда, ибо Ты исцеляешь наши раны. Ты источил Свою Кровь на язвы грешников, чтобы Тобою они исцелились (28, 340).

Блажен, кто всегда возлагает упование на Господа, имя Которого не преходит и слава не имеет конца (28, 284).

Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него будут блаженны и в этом, и в будущем веке. Преподобный Ефрем Сирин (28, 356).
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

Вернуться в «Душа - поле битвы»