Чернигов Древний. Городские хроники ⇐ Городской романс
Модератор: Пиона
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Борисоглебский собор
Фрагмент древней напольной мозаики.
Фрагмент сохранившегося декора.
Совершенно нетронутые временем серебряные с позолотой царские врата начала XVIII, вес которых составляет 56 килограмм. Царские врата были изготовлены в начале XVIII века в Аугсбурге по авторским проектам и эскизам украинских мастеров. Поэтому святыня является типичным образцом украинского барокко. Герб гетмана Мазепы до сих пор можно видеть в нижней части врат. По преданию, для изготовления серебряных царских врат использовалась фигура языческого бога, найденная во время строительства Черниговского коллегиума. По-видимому, в древние времена здесь было капище - место жертвоприношений и поклонения идолам.
Фрагмент древней напольной мозаики.
Фрагмент сохранившегося декора.
Совершенно нетронутые временем серебряные с позолотой царские врата начала XVIII, вес которых составляет 56 килограмм. Царские врата были изготовлены в начале XVIII века в Аугсбурге по авторским проектам и эскизам украинских мастеров. Поэтому святыня является типичным образцом украинского барокко. Герб гетмана Мазепы до сих пор можно видеть в нижней части врат. По преданию, для изготовления серебряных царских врат использовалась фигура языческого бога, найденная во время строительства Черниговского коллегиума. По-видимому, в древние времена здесь было капище - место жертвоприношений и поклонения идолам.
Последний раз редактировалось Марьяна 10 янв 2018, 19:25, всего редактировалось 3 раза.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Борисоглебский собор
Одним из самых популярных строительных материалов на Руси был… шифер! Но не тот, листами которого сегодня обычно устилают крыши домов, а так называемый «овручский» шифер или «пирофилитовый сланец» - красивый, благородного темно-розового цвета камень, который добывали в Овручских карьерах (ныне Житомирская область) и затем развозили по всей Киевской Руси. Чего только не изготавливали из шифера древнерусские умельцы – жернова, точильные бруски, рыбацкие грузила, пряслица, нательные крестики и даже ювелирные украшения! Но прежде всего шифер использовали при возведении каменных храмов – плитами из него укладывали пол древних соборов, из них изготавливали карнизы, алтарные перегородки, резные парапеты хор, своды, ну и, конечно же, саркофаги для княжеских погребений. Популярность этого материала была прежде всего связана с тем, что, с одной стороны, это был довольно прочный камень, а с другой – он имел слоистую природу и потому легко подвергался обработке. В Чернигове особенно богатым на каменные детали из шифера оказался Борисоглебский собор.
Когда заходишь в Борисоглебский собор, нога почти сразу ступает на оригинальный шиферный пол ХІІ столетия – пол, по которому еще 800 лет назад ходили черниговские князья! Причем после них вплоть до нашего времени по этому полу никто больше и не ступал! Дело в том, что к моменту послевоенной реставрации храма, в Борисоглебском соборе насчитывалось уже 7 различных уровней пола, начиная с первоначального - из шиферных плит, и заканчивая полом, сгоревшим во время пожара 1941 г. И только после того, как в процессе реставрации были убраны все более поздние наслоения, по первозданному шиферному полу вновь стали ходить люди.
Как выяснили реставраторы, нешлифованные плиты были положены на слой песка, под которым была сделана заливка из битого кирпича и раствора. Древний пол лучше всего сохранился в центральной части храма. Плиты шифера здесь имеют толщину около 8 см., длина же их – от 1,5 до более 2-х метров.
В центре Борисоглебского собора особо выделен омфалий – проекция купола храма на пол собора. Именно на месте омфалия в православных церквях обычно стоит аналой, на котором лежит или храмовая, или праздничная икона, к которой прикладываются верующие, заходя в церковь. В домонгольскую эпоху место омфалия особо подчеркивалось создателями храма – в Борисоглебском соборе он был выложен из резных шиферных плит с мозаичным набором смальты желтого и зеленого цветов. Подобный омфалий можно сегодня увидеть также в Софийском соборе Киева. В целом же резные плиты розового шифера в сочетании с разноцветной смальтой и поливными керамическими плитками алтарной части храма превращали пол собора в пышный восточный ковер, хоть и из камня. Вообще же в интерьере Борисоглебского собора сохранилось 70 шиферных плит пола! Подобный пол из шиферных плит украшал изначально и древнейший храм Чернигова – Спасо-Преображенский собор.
Кроме пола, шиферные плиты в соборе использовались также в качестве прокладок пояса карниза. Если же вы захотите подняться на хоры храма, то, идя по ступенькам, обратите внимание на перекрытия сводов – они также устроены из грубых плит малинового овручского сланца. Ну а в оформлении самой хоровой галереи древние зодчие использовали уже резные шиферные плиты. Оригинальные плиты, украшающие ограду хор Борисоглебского собора, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Их место заняла послевоенная реконструкция плит, на которых вырезаны витиеватые орнаменты, вписанные в круги, напоминающие солярные знаки. Подобные рисунки встречаются на шиферных плитах хор из киевского Софийского собора. Плиты эти покрашены светло-коричневой краской и поэтому не передают первозданный розоватый колорит сланца, как и присущую самому камню шероховатость поверхности. Ну а как выглядели настоящие резные шиферные плиты изначально, можно представить по сохранившимся плитам хор Спасо-Преображенского собора, из 11 плит которого до наших дней дошло 6.
Во времена Киевской Руси из овручского сланца также изготавливали каменные гробницы для княжеских и боярских погребений. Они представляли собой сложенные из плит розового шифера прямоугольные ящики-саркофаги. Неоднократно подобные гробницы находили во время археологических раскопок возле многих черниговских храмов – Спасского, Успенского, Борисоглебского и Благовещенского соборов, а также на Красной площади и даже на месте будущего Речного вокзала.
Сегодня шиферные саркофаги можно увидеть в экспозиции Борисоглебского собора. Так, в одной из ниш-аркасолий южной стены храма стоит гробница ХІІ столетия, обнаруженная возле северо-восточного угла собора в траншее теплотрассы, которую проводили к зданию Коллегиума. И хотя она практически вся сложена из плинфы – плоского древнерусского кирпича, накрыт саркофаг был именно шиферной крышкой. Точно не установлено, кто был там похоронен, но сам материал, из которого изготовлена гробница, говорит о знатности происхождения погребенного. Еще одну отдельно лежащую в соборе надгробную шиферную плиту датируют Х столетием, т.е. ей уже более 1000 лет! Эта плита еще интересна тем, что вся ее поверхность буквально испещрена следами от обработки каким-то инструментом.
Одним из самых популярных строительных материалов на Руси был… шифер! Но не тот, листами которого сегодня обычно устилают крыши домов, а так называемый «овручский» шифер или «пирофилитовый сланец» - красивый, благородного темно-розового цвета камень, который добывали в Овручских карьерах (ныне Житомирская область) и затем развозили по всей Киевской Руси. Чего только не изготавливали из шифера древнерусские умельцы – жернова, точильные бруски, рыбацкие грузила, пряслица, нательные крестики и даже ювелирные украшения! Но прежде всего шифер использовали при возведении каменных храмов – плитами из него укладывали пол древних соборов, из них изготавливали карнизы, алтарные перегородки, резные парапеты хор, своды, ну и, конечно же, саркофаги для княжеских погребений. Популярность этого материала была прежде всего связана с тем, что, с одной стороны, это был довольно прочный камень, а с другой – он имел слоистую природу и потому легко подвергался обработке. В Чернигове особенно богатым на каменные детали из шифера оказался Борисоглебский собор.
Когда заходишь в Борисоглебский собор, нога почти сразу ступает на оригинальный шиферный пол ХІІ столетия – пол, по которому еще 800 лет назад ходили черниговские князья! Причем после них вплоть до нашего времени по этому полу никто больше и не ступал! Дело в том, что к моменту послевоенной реставрации храма, в Борисоглебском соборе насчитывалось уже 7 различных уровней пола, начиная с первоначального - из шиферных плит, и заканчивая полом, сгоревшим во время пожара 1941 г. И только после того, как в процессе реставрации были убраны все более поздние наслоения, по первозданному шиферному полу вновь стали ходить люди.
Как выяснили реставраторы, нешлифованные плиты были положены на слой песка, под которым была сделана заливка из битого кирпича и раствора. Древний пол лучше всего сохранился в центральной части храма. Плиты шифера здесь имеют толщину около 8 см., длина же их – от 1,5 до более 2-х метров.
В центре Борисоглебского собора особо выделен омфалий – проекция купола храма на пол собора. Именно на месте омфалия в православных церквях обычно стоит аналой, на котором лежит или храмовая, или праздничная икона, к которой прикладываются верующие, заходя в церковь. В домонгольскую эпоху место омфалия особо подчеркивалось создателями храма – в Борисоглебском соборе он был выложен из резных шиферных плит с мозаичным набором смальты желтого и зеленого цветов. Подобный омфалий можно сегодня увидеть также в Софийском соборе Киева. В целом же резные плиты розового шифера в сочетании с разноцветной смальтой и поливными керамическими плитками алтарной части храма превращали пол собора в пышный восточный ковер, хоть и из камня. Вообще же в интерьере Борисоглебского собора сохранилось 70 шиферных плит пола! Подобный пол из шиферных плит украшал изначально и древнейший храм Чернигова – Спасо-Преображенский собор.
Кроме пола, шиферные плиты в соборе использовались также в качестве прокладок пояса карниза. Если же вы захотите подняться на хоры храма, то, идя по ступенькам, обратите внимание на перекрытия сводов – они также устроены из грубых плит малинового овручского сланца. Ну а в оформлении самой хоровой галереи древние зодчие использовали уже резные шиферные плиты. Оригинальные плиты, украшающие ограду хор Борисоглебского собора, к сожалению, не сохранились до нашего времени. Их место заняла послевоенная реконструкция плит, на которых вырезаны витиеватые орнаменты, вписанные в круги, напоминающие солярные знаки. Подобные рисунки встречаются на шиферных плитах хор из киевского Софийского собора. Плиты эти покрашены светло-коричневой краской и поэтому не передают первозданный розоватый колорит сланца, как и присущую самому камню шероховатость поверхности. Ну а как выглядели настоящие резные шиферные плиты изначально, можно представить по сохранившимся плитам хор Спасо-Преображенского собора, из 11 плит которого до наших дней дошло 6.
Во времена Киевской Руси из овручского сланца также изготавливали каменные гробницы для княжеских и боярских погребений. Они представляли собой сложенные из плит розового шифера прямоугольные ящики-саркофаги. Неоднократно подобные гробницы находили во время археологических раскопок возле многих черниговских храмов – Спасского, Успенского, Борисоглебского и Благовещенского соборов, а также на Красной площади и даже на месте будущего Речного вокзала.
Сегодня шиферные саркофаги можно увидеть в экспозиции Борисоглебского собора. Так, в одной из ниш-аркасолий южной стены храма стоит гробница ХІІ столетия, обнаруженная возле северо-восточного угла собора в траншее теплотрассы, которую проводили к зданию Коллегиума. И хотя она практически вся сложена из плинфы – плоского древнерусского кирпича, накрыт саркофаг был именно шиферной крышкой. Точно не установлено, кто был там похоронен, но сам материал, из которого изготовлена гробница, говорит о знатности происхождения погребенного. Еще одну отдельно лежащую в соборе надгробную шиферную плиту датируют Х столетием, т.е. ей уже более 1000 лет! Эта плита еще интересна тем, что вся ее поверхность буквально испещрена следами от обработки каким-то инструментом.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
- Всего сообщений: 2555
- Зарегистрирован: 21.03.2016
- Откуда: Россия, Урал
- Вероисповедание: православное
- Имя в крещении: Людмила
- Сыновей: 3
- Дочерей: 1
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Марьяна, очень-очень интересно! Спасибо, узнала много нового.
-
- Всего сообщений: 3759
- Зарегистрирован: 08.01.2018
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Красиво,неповторимо и бесценно
Спасибо,Марьяна за возможность такой экскурсии!
Спасибо,Марьяна за возможность такой экскурсии!
-
- Всего сообщений: 2555
- Зарегистрирован: 21.03.2016
- Откуда: Россия, Урал
- Вероисповедание: православное
- Имя в крещении: Людмила
- Сыновей: 3
- Дочерей: 1
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Немного зимнего Чернигова. Фото Алины Андреевой.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
В далеком 1921-м наш город стал прибежищем для детей Поволжья. На фото ребята из приемника № 1, находившегося некоторое время в бывшей усадьбе Александра Раевского по улице Елецкой, 12.
Этот фонтан сейчас:
Этот фонтан сейчас:
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Барышни на уроке танцев.
Черниговское епархиальное женское училище, конец ХІХ века.
Черниговское епархиальное женское училище, конец ХІХ века.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Поднимаю тему. Утро на Валу. Вал - исторический центр города. Я вам как-нибудь и о нем подробно напишу.
Фото Alexandr Arendar
Фото Alexandr Arendar
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Вот такая клумба с розовыми петуниями в виде рояля появилась у нас, в Чернигове, возле музыкальной школы.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
- Победительница рукодельного конкурса-2018
- Всего сообщений: 5545
- Зарегистрирован: 08.02.2012
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Имя в крещении: Ольга
- Сыновей: 1
- Ко мне обращаться: на "ты"
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
В Чернигове создали онлайн-музей деревянной архитектуры.
"Поторопитесь увидеть памятки деревянного Чернигова, которые еще живы. И детям покажите. Во взрослом возрасте они будут наблюдать совсем другой Чернигов. Перед Вами предстанет мир красоты, которая неуловимо исчезает. Только совместными усилиями мы способны остановить процесс уничтожения нашего исторического наследия и возродить любовь и уважение людей к нарядной отделке деревянных домов", – такими словами встречает посетителей сайта главная страница.
Побывать в онлайн-музее черниговского деревянного зодчества можно, зайдя по ссылке https://demer.cn.ua/ua/gallery
"Поторопитесь увидеть памятки деревянного Чернигова, которые еще живы. И детям покажите. Во взрослом возрасте они будут наблюдать совсем другой Чернигов. Перед Вами предстанет мир красоты, которая неуловимо исчезает. Только совместными усилиями мы способны остановить процесс уничтожения нашего исторического наследия и возродить любовь и уважение людей к нарядной отделке деревянных домов", – такими словами встречает посетителей сайта главная страница.
Побывать в онлайн-музее черниговского деревянного зодчества можно, зайдя по ссылке https://demer.cn.ua/ua/gallery
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
- Победительница рукодельного конкурса-2018
- Всего сообщений: 5545
- Зарегистрирован: 08.02.2012
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Имя в крещении: Ольга
- Сыновей: 1
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Будинок Рацкевича - это конечно Ах, как из дерева такое можно сделать? На вид кажется, что это кованое всё
А ещё впечатлил - Будинок Митькевича. Да и вообще
А ещё впечатлил - Будинок Митькевича. Да и вообще
Последний раз редактировалось Гаечка 09 июл 2018, 22:41, всего редактировалось 1 раз.
прошу молитв о р.Б. болящем Владиславе
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Один из них прямо за несколько домов от меня. Сейчас покажу.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Автор темыМарьяна
- Всего сообщений: 5225
- Зарегистрирован: 22.08.2010
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Чернигов Древний. Городские хроники
Это купеческий домик в стиле ампир. Чрезвычайно редкое сооружение для Чернигова. Таких, в стиле ампир, в городе осталось несколько.
Дом был возведен в 1901-1905 годах. Имеет асимметричный план, две башни замкового типа. Конструкция и покрытие крыши уникальны.
Дом жилой, постоянно перестраивается. И теряет свой изначальный вид. Вскоре от былой красоты может ничего не остаться.
Дом был возведен в 1901-1905 годах. Имеет асимметричный план, две башни замкового типа. Конструкция и покрытие крыши уникальны.
Дом жилой, постоянно перестраивается. И теряет свой изначальный вид. Вскоре от былой красоты может ничего не остаться.
Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
– Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
- Победительница рукодельного конкурса-2018
- Всего сообщений: 5545
- Зарегистрирован: 08.02.2012
- Откуда: Украина
- Вероисповедание: православное
- Имя в крещении: Ольга
- Сыновей: 1
- Ко мне обращаться: на "ты"
-
- Всего сообщений: 3372
- Зарегистрирован: 24.09.2012
- Откуда: г.Рязань
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 2
- Дочерей: 2
- Образование: среднее
- Ко мне обращаться: на "ты"
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 7 Ответы
- 994 Просмотры
-
Последнее сообщение Жужа