И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин.1:14).
Более двух тысяч лет назад произошло необычайное событие – вневременный, вечный Бог вошел в человеческую историю и перевернул ее. На вопрос что нового принес Христос людям, святой Ириней Лионский отвечал: «Все новое» - omnem novitatem. И это действительно так. Можно было бы перечислить множество вполне осязаемых даров Христа людям – совершенно иную нравственность и философию личности, государство и право нового типа, великую христианскую культуру и, наконец, науку, возникшую благодаря демифологизации окружающего мира. Мы к ним привыкли, для нас они временами незаметны.
Символика Праздника Рождество Христово
Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.
Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников».
Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном.
Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих.
Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки.
Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11:1),
так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе – отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы».
Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа – бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе – источнике жизни, света и радости – может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см.: Гал.5:22-23).
Поздравления с Рождеством, тем отличаются от поздравлений с Пасхой, нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось.
Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»:
Когда родился Богомладенец Иисус, в небе зажглась Рождественская звезда. Поэтому звезда и является самым главным символом Рождества.
Мы помещаем ее на верхушку ёлки.
С давних времен символами Рождества были Вифлеемская звезда, ангел и вертеп.
Вифлеемской называют ту необычную звезду, которая возвестила людям о рождении Христа. Ее увидели на небосклоне восточные волхвы: звезда была необыкновенно яркой и двигалась по небу вопреки всем законам природы. Увидев ее, волхвы поняли, что произошло великое событие – сбылось древнее пророчество о рождении на земле Бога. Следуя за звездой, они пришли в Вифлеем и поклонились родившемуся Спасителю. В христианском мире сложилась традиция украшать Рождественские подарки звездами, напоминающими о той чудесной ночи. В виде звезд делались и елочные украшения, и ювелирные подарки, и лакомства.
Ангелы в Рождественскую ночь возвестили о рождении Господа пастухам, пасущим неподалеку стадо.
Тотчас за благовестием последовало явление ангельского хора, славившего Бога.
Еще один символ Рождества – вертеп. В переводе со славянского это слово означает укрытие, пристанище, пещера. Именно в пещере и появился на свет Богомладенец. С начала XVII века стала распространенной традиция устраивать в Рождественские дни театрализованные представления, рассказывающие историю рождения в мир Господа Иисуса Христа. Для разыгрывания рождественского сюжета использовался переносной ящик с миниатюрными фигурками внутри, который и назывался вертепом. Мини-спектакли устраивались как открытые, или народные, для всех желающих вспомнить евангельскую историю, так и частные, проводившиеся дома для гостей и домочадцев.
Есть и еще одно значение этого слова. Вертепом называется и традиционный рождественский подарок — «игрушечная» пещера со Святым Семейством: Младенцем Иисусом, лежащим в яслях, Матерью Его Марией и праведным Иосифом. На Младенца ласково смотрят животные, у входа стоят пришедшие поклониться пастухи и волхвы с дарами. Рождественский вертеп может быть из дерева, кости, камня. Его можно сделать своими руками из корзины: из еловых ветвей получаются красивые своды пещеры, внутрь которой ставится икона Рождества.
В убранстве дома на Рождество всегда обязательно присутствовали свечи – их свет символизирует Самого Христа, Который часто именуется Светом, просветившим мир. В старину на Руси к Рождеству делались особые восковые толстые свечи, которые зажигались накануне праздника, с вечера, и горели до исхода следующего дня.
Рождество в России всегда было одним из самых любимых праздников, к нему готовились тщательнее, чем к Новому году или Дню Рождения.
В этот светлый праздник люди старались преподнести своим близким особенный, неповторимый подарок: необычное лакомство, оригинальную игрушку – всё в красивой упаковке, обязательно с сюрпризом. Часто дарили вещи, сделанные своими руками: вышивка, гобелен.В наши дни вместе с возрождением традиции празднования Рождества возрождаются и традиции рождественских подарков.Кроме перечисленных подарков, можно добавить, что весьма уместно в великий христианский праздник подарить икону, картину христианской тематики или праздничное издание Евангелия.
Подарки и милосердие
Особой Рождественской традицией являются подарки, преподносимые по милосердию. Каждая православная семья, более или менее состоятельная, считает своим долгом на Рождество одаривать бедных, болящих, пожилых. Как правило, подарком становится какое-либо угощение. При этом главное – доброе расположение, желание помочь ближним; человек может просто угостить соседских ребятишек шоколадкой или отнести что-нибудь в храм. В дореволюционной России богатые семьи приглашали на рождественскую елку детей бедных соседей или прислуги, при этом на елку вешались помимо обычных еще и съедобные игрушки – конфеты, орешки, маленькие яблочки. Все это детворе позволялось есть. Вообще Рождественские дни считаются временем, когда необходимо совершать как можно больше дел милосердия: раздавать милостыню, посещать бедных, больных, навещать престарелых родственников и соседей. Ведь Господь пришел на землю для всех людей, Он всех любит и милует, и в святые Рождественские дни особенно хочется подражать Ему в этом.
Рождество – праздник особенный, и подарок в эти дни тоже хочется сделать необычный. В искусстве подарка, как и во многом другом, образцом часто является XIX век. В то время даже подарочная упаковка была произведением искусства, так что ее потом долго хранили, – а что уж говорить о самих подарках!
В XIX веке на Рождество было принято дарить лакомства – конфеты, фигурные пряники, золоченые орехи. Ими в изобилии украшали елку, и в праздник дети сами срезали себе угощение. Под Рождественской елкой тоже можно было найти сладкие подарки, весьма оригинально упакованные. Круглые жестяные коробки, расписанные вручную, резные ларцы, фарфоровые кружечки, деревянные сани, миниатюрные расписные домики – всё доверху наполненное шоколадом, карамелью, леденцами. Детям особенно нравились жестяные или эмалированные паровозы с конфетами. Из отдельных сладких вагончиков можно было собрать целый состав. Оформлению Рождественского подарка вообще придавалось большое значение.
Интересно, что первые цветные упаковки стали делать именно для зимних праздников – Рождества, Нового года, Святок.
Сладкий подарок часто был не только угощением, но и развлечением. Например, на конфетной обертке можно было увидеть ребус или загадку
(эти конфеты так и назывались: «Ребусы», карамель «Гадательная»).
Некоторые загадки современным детям, пожалуй, было бы сложно отгадать: например, с карамели «Детской»: «Кто родился и никогда не умирал?»
(Род человеческий). Кондитерские компании проявляли во время Рождества особую изобретательность – так, товарищество Эйнем к своему шоколаду прилагало карточки, рассказывающие о празднике. Составив несколько карточек вместе, можно было обнаружить выкройку маскарадного костюма или схему забавной игрушки. Такие карточки, очень красивые, литографированные в несколько цветов, сразу же становились предметом коллекционирования.
Кондитерские компании выпускали специальные альбомы для подобных коллекций.
Как правило, к сладкому Рождественскому подарку прилагалась еще красивая игрушка. В XIX веке к игрушкам относились серьезно.
Изготовление игрушки было таким же сложным ремеслом, как, скажем, написание картины. Фарфоровая кукла, сделанная в то время, напоминает изысканную статуэтку, выточенную профессиональным скульптором: у нее тонкие черты лица, изящные пальчики – все, как у дамы-аристократки.
Одевали фарфоровых дам по последней моде – например, в элегантное платье с оборками и шляпку с пером. Даме полагалось приданое – сундучок, в котором хранились гребень, зеркальце, духи (всё миниатюрное, но настоящее). Кукольные шкафчики, диваны и туалетные столики отделывались так тщательно – вплоть до ручек на дверках шкафа, – как будто кукла в самом деле собиралась ими пользоваться. Посуда для кукол производилась на фарфоровых заводах – например, кукольные сервизы выпускал знаменитый Кузнецовский завод.
Кроме классических аристократок были популярны куклы в русских народных платьях.
В Сергиевом Посаде выпускались целые коллекции таких кукол – каждая из них была одета в точном соответствии с традициями той или иной губернии. Например, рязанская кукла щеголяла в ярком, многоцветном полосатом наряде, калужская – носила на фарфоровой головке «сороку» (головной убор с двумя меховыми шишечками по бокам), а казачка демонстрировала расшитый накосник, украшавший прическу.
Были в XIX веке и мягкие игрушки – маленькие копии настоящих животных: например, бурый медвежонок с разинутой пастью, стоящий на четырех могучих лапках. Мальчишек всегда ожидали к празднику «мужские» подарки: лошадки, которых можно было взнуздать и прокатиться, деревянные парусники и целые взводы бравых оловянных солдат.
Праздничное настроение
К Рождеству в старину украшали необычными игрушками ели, покрывали золотой краской корзины и орехи. Принято было дарить на Рождество вышивки, Вифлеемские звезды, фарфоровые куклы, парусные кораблики и обязательно открытки с Рождественским сюжетом: Богомладенец Христос в яслях, над Которым благоговейно склонились восточные волхвы со своими дарами.
Как и до революции, сегодня Рождественский подарок может быть не только развлекательным, но и познавательным. Так, например, можно к каждому подарку прикладывать стихотворение о Рождестве известных русских поэтов.
Афанасий Фет
***
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
1842
В завершение – несколько слов о двух песнопениях праздника. Тропарь, или основной праздничный гимн Рождества, мог быть создан уже в IV веке.
Приведем его церковно-славянский текст:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!
Этот гимн говорит о богопознании, пути к которому могут, по промыслу Божию, пролегать везде – в том числе и через внешнее, мирское знание, как это произошло с волхвами. А именование Христа «Солнцем правды» указывает на Христа как на Источник жизни и света с одной стороны,
чистоты и праведности - с другой.
Следующий за тропарем кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» был написан святым Романом Сладкопевцем в 10-е или 20-е годы VI века.
Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса и подвергался насмешкам своих собратий по церковному хору.
Однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и
молитвой о даровании ему способностей к пению. После молитвы он задремал. Во сне ему явилась дева Мария и повелела ему съесть свиток, который Она держала в руке. Проснувшись, святой Роман неожиданно для всех вышел на середину храма и стал вдохновенно петь сочиненный им кондак «Дева днесь», который и до сих пор считается одной из вершин церковной поэзии:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют,
нас бо ради родиси Отроча младо,
превечный Бог.
Пародоксальное соединение земного и небесного, материального и сверхсущественного, человеческого и божественного – вот сама суть христианства. Невидимый и непостижимый Бог воплотился и стал Человеком – вот, что значит день Его рождения, праздновать который мы имеем полное право.
источник http://www.sestry.ru/church/content/chr ... traditions
И пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю Его, и падше поклонишася Ему: и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, ливан и смирну (Мф.2:11).
Они пришли, мудрые волхвы, в храмину и поклонились Ему, и отверзли сокровища мудрости своей и принесли Ему дары: злато, ливан и смирну, все дары, какие только имеет и может принести Богу, пришедшему к человекам, человек, приходящий к Богу. Они предстали Ему как бы от лица всего человечества с человеческими сокровищами, которые для того только и существуют, чтобы стать дарами, приносимыми Христу. Вместе с ними и вслед за ними входим и мы ныне в храмину и видим отроча с Мариею Матерью Его и поклоняемся Ему в мудрости и веселии любви благодарящей.
Что же приносим мы и что можем принести от скудости нашей любви, от пустоты нашей души, от призрачности нашей жизни? Ужели стоим мы с пустыми руками, растерянные и смущенные, или же, что еще страшнее, рассеянные и равнодушные? Но нет, да не будет! Мы хотим принести Ему дары, и мы имеем их, ибо это Он Сам обогатил нас, обнищав для нас. Он сотворил нас сообразными по Себе, и это — Его дары, которые мы должны обрести в себе, открыв сокровища свои. И мы не обделены у Господа, и мы призваны принести Ему и злато, и ливан, и смирну, — злато яко Царю, ливан яко Богу, и смирну яко вкусившему нас ради смерть Человеку.
Злато... В темных недрах земли заключена его сверкающая слава, его звонкая полнозвучность, его нержавеющая чистота.
Это как бы преображенная земля, это откровение темных недр, в которых таится сияние света. Тяжелым трудом, настойчивым терпением, по малым крупицам извлекается это злато, пока не соберется оно в таком количестве, чтобы озарить своим светом, озолотить своим сиянием. Таковы и недра человеческого духа, в которых и из которых человек своим творчеством извлекает умную красоту и ею мир облекает. Это злато принадлежит Царю Славы, и человеки должны принести Ему Им данную нашу собственную славу, Им данные дары Святого Духа. Каждый человек имеет свой дар Духа Святого, свою сокрытую в нем славу, свое злато, и он должен обрести его в себе, чтобы не тщетным, не с пустыми руками войти в храмину.
Принесем же Ему творческий порыв нашего духа и плод его.
Ливан... Благовонный фимиам, возносящийся к небу и в нем истаевающий, как человеческая душа, восходящая на свою небесную родину.
Душа крылата, она причастна ангельским воинствам, воспевающим в небесах славу в вышних Богу, она возлетает к престолу Божию в молитвах и созерцаниях своих. Ангельская природа человеческого духа есть этот ливан души, сокрытый в сердце его. Человек не знает, какие богатства имеет, какие сокровища даны ему, пока сам не изведает их, принеся их Христу-Богомладенцу. Очи Младенца, смотрящие в очи нашей души, ее нам открывают, и она возгорается благоговением любви, яко кадило пред Тобою... Но надо восстать от сна, в котором мы пребываем, надо пойти в дальний путь, не по земным межам, но по звездам, чтобы обрести храмину своего духа, в которой покоится в яслях убогих Христос, и, поклонившись Ему, принести ему ливан свой.
И всякая душа призвана быть этим кадилом благовонным, всякая душа имеет свою молитву, знает свой путь в священную храмину...
Да не убоится она малости своей, ибо в этой храмине ее почиет сам Христос, пеленами повитый, Ему поклонимся...
И смирну... Погребальное миро любви, принесенное любовию, души — мироносицы, погребающие Возлюбленного Жениха, и сами соумирающие с Ним в сердцах своих. Да, мы должны принести Ему не только жизнь, но и смерть свою, с Ним соумирать, дабы с Ним воскреснуть...
Мудрые волхвы познали, что Рождество Его было и началом смертного пути к Голгофе, и что ясли — символ гроба. Путь любви есть жертва, а цена жертвы — смерть. Он рожден был на земле для смерти, и вся жизнь Его есть жертвенное заклание. Но и наш путь не иной, и мы должны принести Ему свою смерть, свое умирание с Ним... «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе», и кто хочет прийти к Нему, да принесет Ему свою собственную смерть, решимость жить в Его смерти и воскресать Его воскресением... Не звучит ли это скорбью в этот ликующий день, в свете славы и в пении ангелов?
Но эти дары наши суть выражения величайшей радости, блаженства любви. Ибо «сильна как смерть любовь», ибо любовь есть жизнь, и любовь есть смерть, смерть нашего себялюбивого, мертвого я. Смерть во Христе и есть жизнь, есть воскресение с Ним. Да будут наши дары угодны Ему, да призрит Он милостиво на нас, к Нему пришедших, да укажет Он дланию на нас, как братьев Своих, Матери Своей, Его и нашей. Нас бо ради родися отроча младо, предвечный Бог. Аминь.
протоиерей Сергий Булгаков
источник http://azbyka.ru/days/p-dary-volhvov