Двунадесятые праздники. ⇐ Церковная жизнь
Модератор: Юлия
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Двунадесятые праздники.
Открываю новую ознакомительную тему о Двунадесятых праздниках.
Так как тема ознакомительная, то обсуждения тут не предусмотрено. Надеюсь меня простят наши Прихожаночки и им будет интересна сама тема.
Обсуждения могут быть в параллельной теме, которую вы сами можете открыть.
С раннего христианства, еще на этапе формирования богослужебного Устава, особые Евангельские события отмечались с особым величием и торжественностью. Отмечались они один раз в год.
С каждым веком их число менялось, часть из этих торжественных событиях превращалась в великие праздники, а некоторые уходили из разряда торжественных событий, в средние и малые праздники.
Наиболее завершенную форму получили в Русской Православной Церкви богослужение праздников, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований, которые делятся на Господские и на Богородичные.
Эти праздники подразделяются на непереходящие и переходящие. Службы непереходящих праздников строго в определенные дни года в не зависимости от даты празднования Пасхи, в отличии от переходящих, которые зависят от даты празднования Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим.
Богослужение в дни двунадесятых праздников посвящены всегда празднуемому событию, что видно в изменяемых частях богослужения.
В Господские двунадесятые праздники священники облачаются в ризы золотого цвета, что означает символ торжества, но есть исключения, когда священническое облачение является белым. Это в праздники Богоявления, Преображения и Вознесения. На Воздвижение Креста Господня – облачение фиолетового или красного цвета. На Вход Господня во Иерусалим допускаются облачения зеленого цвета, как и на Пятидесятницу. На Богородичные облачение всегда голубого цвета.
К Богородичным праздникам относятся Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение пресвятой Богородице и Успение Пресвятой Богородицы. В этих праздниках отражается вся ее земная жизнь.
Земная жизнь Пресвятой Богородицы не отражается в канонических Евангелиях, но в основу всех праздников входит Святое Предание.
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
К неподвижным двунадесятым праздникам относятся: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
Двунадесятые подвижные Господские праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (День Святой Троицы).
Начнем рассматривание двунадесятых праздников с Рождества Пресвятой Богородицы.
Как писал св.Андрей Критский в слове на день Рождества Пресвятой Богородицы «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». А св. Иоанн Дамаскин писал 6 «день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновиться и печаль праматери Евы пременилась в радость».
Так как тема ознакомительная, то обсуждения тут не предусмотрено. Надеюсь меня простят наши Прихожаночки и им будет интересна сама тема.
Обсуждения могут быть в параллельной теме, которую вы сами можете открыть.
С раннего христианства, еще на этапе формирования богослужебного Устава, особые Евангельские события отмечались с особым величием и торжественностью. Отмечались они один раз в год.
С каждым веком их число менялось, часть из этих торжественных событиях превращалась в великие праздники, а некоторые уходили из разряда торжественных событий, в средние и малые праздники.
Наиболее завершенную форму получили в Русской Православной Церкви богослужение праздников, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований, которые делятся на Господские и на Богородичные.
Эти праздники подразделяются на непереходящие и переходящие. Службы непереходящих праздников строго в определенные дни года в не зависимости от даты празднования Пасхи, в отличии от переходящих, которые зависят от даты празднования Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим.
Богослужение в дни двунадесятых праздников посвящены всегда празднуемому событию, что видно в изменяемых частях богослужения.
В Господские двунадесятые праздники священники облачаются в ризы золотого цвета, что означает символ торжества, но есть исключения, когда священническое облачение является белым. Это в праздники Богоявления, Преображения и Вознесения. На Воздвижение Креста Господня – облачение фиолетового или красного цвета. На Вход Господня во Иерусалим допускаются облачения зеленого цвета, как и на Пятидесятницу. На Богородичные облачение всегда голубого цвета.
К Богородичным праздникам относятся Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение пресвятой Богородице и Успение Пресвятой Богородицы. В этих праздниках отражается вся ее земная жизнь.
Земная жизнь Пресвятой Богородицы не отражается в канонических Евангелиях, но в основу всех праздников входит Святое Предание.
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.
К неподвижным двунадесятым праздникам относятся: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
Двунадесятые подвижные Господские праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (День Святой Троицы).
Начнем рассматривание двунадесятых праздников с Рождества Пресвятой Богородицы.
Как писал св.Андрей Критский в слове на день Рождества Пресвятой Богородицы «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». А св. Иоанн Дамаскин писал 6 «день рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновиться и печаль праматери Евы пременилась в радость».
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Событие, которое вспоминается в этот праздник, сохранилось только в Святом Предании, которое отражено в церковных песнопениях.
Согласно Святого Предания, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
По достижению трехлетнего возраста родители Богородицы решили исполнить свой обет перед Богом.
В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Лестница имела пятнадцать больших ступеней, по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. По преодолении оных, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
О введении во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминают антиахский епископ Еводий (1 век), блаженный Иероним (4 век), св. Григорий Нисский (4 век), Герман и Тарасий патриархи Константинопольские (7 век).
Время установления праздника в честь это события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в 8-9 веках. В 9 веке митрополит Георгий Никомедийский составил канон праздника «Отверзу уста моя» и ряд стихир. А в 10 веке архиепископ Кесарийский Василий Пагариот составил второй канон праздника «Песнь победную». Эти стихиры и каноны поются Церковью и поныне.
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Событие, которое вспоминается в этот праздник, сохранилось только в Святом Предании, которое отражено в церковных песнопениях.
Согласно Святого Предания, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
По достижению трехлетнего возраста родители Богородицы решили исполнить свой обет перед Богом.
В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Лестница имела пятнадцать больших ступеней, по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. По преодолении оных, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
О введении во храм по достижении Ею трехлетнего возраста упоминают антиахский епископ Еводий (1 век), блаженный Иероним (4 век), св. Григорий Нисский (4 век), Герман и Тарасий патриархи Константинопольские (7 век).
Время установления праздника в честь это события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в 8-9 веках. В 9 веке митрополит Георгий Никомедийский составил канон праздника «Отверзу уста моя» и ряд стихир. А в 10 веке архиепископ Кесарийский Василий Пагариот составил второй канон праздника «Песнь победную». Эти стихиры и каноны поются Церковью и поныне.
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
На кануне праздника Рождества Христова хочу рассказать о истории его создания.
Всех с наступающим Рождеством Христовым!!!
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.
Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами.
Само установление праздника Рождества Христова относится к первым векам христианства. До 4 века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился к Крещению Господня.
Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и событие явления во плоти Сына Божия. Но была другая причина и цель установления праздника. Несколько ранее ввели у себя праздник Крещения еретеки-гностики (евиониты, докеты и василидиане). Они предавали особое значение в жизни Спасителя Его Крещение. Так евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Богородицы и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; василидианене признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был просто человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен.
Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами – представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день – 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу.
Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой. Такой же.
Православная Церковь установила торжественный праздник Крещение Господня и назвали его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.
Чтобы пресечь лжеумствование гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию о Крещении Господня воспоминание о Рождестве Христова.
Таким образом, в 4 веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновалось в один день – 6 января, под одним названием Богоявления.
Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Богоявления в Риской Церкви в первой половине 4 века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела цель создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.
Известно, что у римлян был языческий праздник зимнего солнцеворота, который выпадал на 25 декабря, рождение явления солнца. Которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем веселия и забав для рабов, детей и других. Сам по себе этот день как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Христова, Которого в Евангелии называют Солнцем Правды, Светом Мира, Спасением людей и Победителем смерти.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине 4 века.
Впервые отделение празднования Рождества Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия и благодаря св. Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христова 25 декабря распространился по всему православному Востоку.
Установление празднества Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви 3 и 4 веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин) 25 число декабря месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.
Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними являются стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в 4 веке Романом Сладкопевцем. Тропарь и светилен тоже весьма древние.
В 7-8 веках на Востоке известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом виде. В 10 веке имелись предпразднества и попразднества, в 11-12 веках служба праздника принимает такой вид в изменяющих ее частях, как и современная служба.
Составителями современной службы на Рождество Христово являются песнотворцы 4, 7, 8 и 9 веков: св. Роман Сладкопевец, св. Андрей Критцкий, св. Герман, патриарх Константинопольский, св. Иоанн Дамаскин, Косма Маумский.
Всех с наступающим Рождеством Христовым!!!
Рождество Христово.
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.
Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами.
Само установление праздника Рождества Христова относится к первым векам христианства. До 4 века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился к Крещению Господня.
Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и событие явления во плоти Сына Божия. Но была другая причина и цель установления праздника. Несколько ранее ввели у себя праздник Крещения еретеки-гностики (евиониты, докеты и василидиане). Они предавали особое значение в жизни Спасителя Его Крещение. Так евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Богородицы и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; василидианене признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был просто человек, доступный греху» (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен.
Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами – представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день – 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу.
Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой. Такой же.
Православная Церковь установила торжественный праздник Крещение Господня и назвали его Богоявлением, внушая мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.
Чтобы пресечь лжеумствование гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию о Крещении Господня воспоминание о Рождестве Христова.
Таким образом, в 4 веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновалось в один день – 6 января, под одним названием Богоявления.
Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Богоявления в Риской Церкви в первой половине 4 века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела цель создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.
Известно, что у римлян был языческий праздник зимнего солнцеворота, который выпадал на 25 декабря, рождение явления солнца. Которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога солнца» был днем веселия и забав для рабов, детей и других. Сам по себе этот день как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Христова, Которого в Евангелии называют Солнцем Правды, Светом Мира, Спасением людей и Победителем смерти.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине 4 века.
Впервые отделение празднования Рождества Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия и благодаря св. Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христова 25 декабря распространился по всему православному Востоку.
Установление празднества Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви 3 и 4 веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин) 25 число декабря месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.
Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними являются стихира на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в 4 веке Романом Сладкопевцем. Тропарь и светилен тоже весьма древние.
В 7-8 веках на Востоке известны Минеи со службами Рождеству Христову в целом виде. В 10 веке имелись предпразднества и попразднества, в 11-12 веках служба праздника принимает такой вид в изменяющих ее частях, как и современная служба.
Составителями современной службы на Рождество Христово являются песнотворцы 4, 7, 8 и 9 веков: св. Роман Сладкопевец, св. Андрей Критцкий, св. Герман, патриарх Константинопольский, св. Иоанн Дамаскин, Косма Маумский.
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Как ранее писалось, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говориться: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного».
Во втором веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В третьем веке вои беседы на Богоявление составили св.мчн Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский. Святые отцы четвертого века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаж. Августин и др.
Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские(VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин(VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век)составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.
Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6 января.
Крещение Господне (Богоявление).
[/b]Как ранее писалось, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говориться: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного».
Во втором веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В третьем веке вои беседы на Богоявление составили св.мчн Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийский. Святые отцы четвертого века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаж. Августин и др.
Святые отцы: Анатолий, архиеп. Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские(VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин(VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век)составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.
Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6 января.
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в 4 веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
На Западе известен с 5 века при папе Геласия (494г).
В 543 году при императоре Юстиниане установлено праздновать с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершаются крестные ходы перед литургией, бывает лития с пением стихир праздника и канона.
Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля, что есть сороковой день от Рождества Христова.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Симеона Богоприимца, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34).
Сретение Господне.
Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в 4 веке. Первоначально он воспринимался не как самостоятельный праздник, а как день, завершающий 40-дневный цикл после праздника Богоявления.
На Западе известен с 5 века при папе Геласия (494г).
В 543 году при императоре Юстиниане установлено праздновать с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершаются крестные ходы перед литургией, бывает лития с пением стихир праздника и канона.
Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля, что есть сороковой день от Рождества Христова.
Сретение относится к числу Господских праздников, посвящённых непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно исключительно близко праздникам Богородичным. И в древности, в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвящённый Матери Божией. На иконе праздника изображения Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Симеона Богоприимца, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь — отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своём построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и Страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк.2:34).
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38).
У древних христиан этот праздник носил разные названия Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в 7 веке на Востоке и на Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.
Упоминание о этом празднике есть в беседах св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина, где они упоминают об этом празднике, как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение 5-8 веках, в период ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В восьмом веке святитель Иоанн Дамаскин и Феован, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и поныне поются Церковью.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
1. Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее 4 века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
2. Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).
Благовещение Пресвятой Богородице.
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38).
У древних христиан этот праздник носил разные названия Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в 7 веке на Востоке и на Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.
Упоминание о этом празднике есть в беседах св. Иоанна Златоуста и блаж. Августина, где они упоминают об этом празднике, как о древнем и обычном церковном торжестве. В течение 5-8 веках, в период ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В восьмом веке святитель Иоанн Дамаскин и Феован, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и поныне поются Церковью.
Впервые дата 25 марта появляется в сочинениях западных авторов III века — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Существует два подхода к определению даты Благовещения:
1. Связь с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее 4 века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.
2. Связь с датой сотворения человека: ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Об этом событии сказано у всех четверых Евангелистов (Мф. 21,1-11; Мк. 11, 1-11, Лк. 19, 29-44, Ин. 12, 12-19). Этот праздник еще называется Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным Воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит в глубокой древности. Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник устанавливается к 7 веку. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме.
Многие святые отцы 4 века оставили свои поучения на праздник Вход Господень в Иерусалим. Начиная с 7 века, многие песнописцы прославили праздник песнопениями, которые и поныне поет Православная Церковь в этот праздник.
Вход Господень в Иерусалим.
Об этом событии сказано у всех четверых Евангелистов (Мф. 21,1-11; Мк. 11, 1-11, Лк. 19, 29-44, Ин. 12, 12-19). Этот праздник еще называется Неделей ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным Воскресением – от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит в глубокой древности. Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник устанавливается к 7 веку. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме.
Многие святые отцы 4 века оставили свои поучения на праздник Вход Господень в Иерусалим. Начиная с 7 века, многие песнописцы прославили праздник песнопениями, которые и поныне поет Православная Церковь в этот праздник.
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
Автор темыСтранница
- Всего сообщений: 3037
- Зарегистрирован: 27.08.2010
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Событие, которое вспоминается в этот праздник, сохранилось только в Святом Предании.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в 5 веке на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439—446), а на Западе — в требнике папы Геласия (492—496). Праздник возник, по всей видимости, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В честь праздника составлены многие песнопения. В 5 веке архиепископом Анатолием Константинопольским, в 6 веке Стефаном Святоградским, в 7 веке св. Адреем Критским, в 8 веке св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в 9 веке Иосифом Студитом.
В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни раннего периода. В 6 веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной Церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним 5-7 векам, судя по тому, что то же песнопение имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песен двух Церквей.
Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Рождество Пресвятой Богородицы.
Событие, которое вспоминается в этот праздник, сохранилось только в Святом Предании.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в 5 веке на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439—446), а на Западе — в требнике папы Геласия (492—496). Праздник возник, по всей видимости, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В честь праздника составлены многие песнопения. В 5 веке архиепископом Анатолием Константинопольским, в 6 веке Стефаном Святоградским, в 7 веке св. Адреем Критским, в 8 веке св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в 9 веке Иосифом Студитом.
В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни раннего периода. В 6 веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной Церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним 5-7 векам, судя по тому, что то же песнопение имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песен двух Церквей.
Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».
Прошу молитв о упокоении Лидии и н.п. Анатолия..
-
- Модератор
- Всего сообщений: 9750
- Зарегистрирован: 24.03.2012
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
Святая Троица. Пятидесятница.
Важнейший догмат христианства звучит так: "Единый и единственный Бог существует в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Эти три Личности, три Ипостаси Бога - это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Эти три равновеликие, не сливающиеся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, три Лица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух - и есть Единый Бог". Этот догмат, это учение о Троице, о троичной сущности Бога не изобретение премудрых богословов, это истина, открывшаяся людям в какие-то моменты человеческой истории. Один из таких моментов и вспоминается в День Святой Троицы, на праздник Троицы.
В России День Святой Троицы всегда не просто любили, но и считали каким-то очень родным и радостным. Может быть из-за сложившейся традиции украшать в этот праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу праздника Святой Троицы с ветками березы в руках - их готовят накануне и приносят с собой в храм. И священники на Троицу в зеленых одеждах. Все это ликующе-цветущее убранство в церквях неслучайно: ведь в День Святой Троицы мы вспоминаем евангельское событие сошествия апостолов Святого Духа. Святой Дух - это Третья Ипостась Единого и Неделимого Бога. Святой Дух называют "Подателем жизни", значит очень символично то, что в церковную строгость Троицын день привносит биение весны и молодого лета. Тот, кто хоть раз был на богослужении Троицы в храме, на всю жизнь запомнит весеннее буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость настроения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято потом, высушив, бережно хранить - до следующего праздника.
А может, народ любил Троицу за то, что весь день был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Сразу после праздничного богослужения радость выплескивалась за стены храмов - в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем смысле, когда "гулять" означает пьянствовать.
Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Троице готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги - тоже с зеленью, например, с первым лучком и крапивой. Стол готовили пышным, праздничным, а вот пьянства не было. Троицын день был еще и праздником общения, объединения радостью: начавшаяся весна обязывала к работе, Троицын день - праздник, когда работать грех. А вот общаться самое время. Уже завтра - в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Бога - Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Троицу никто не работал - общались. Объединенные радостной тайной - явлением миру Богом Своих Лиц.
Удивительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома - Триединство Бога, была воспринята русским народом невероятно органично, без каких-либо умствований и колебаний, и это свидетельствовало о необыкновенной душевной чистоте нашего народа. Поразительная гармония и естественность образа Троицы Андрея Рублева (список иконы был в каждом храме) не столько определил, сколько с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога - Его Триединству.
Событие, которое легло в основу праздника Троицы, произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, отсюда еще одно название праздника - Пятидесятница. Давайте вспомним, что после Воскресения Христос еще 40 дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На 40-й день Он вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им силу проповедовать благую весть о том, что своим воскресением Христос победил смерть. И вот через 10 дней после Вознесения, а значит через 50 дней после Пасхи, ученики Иисуса и его мать Мария собрались вместе. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия. В этот день в Иерусалиме собрались не только ученики Христа. И неслучайно. В этот день, как сообщает Книга Деяний святых Апостолов, в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу - праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим пришли люди "из всякого народа под небом". Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в горнице, то, как сказано, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".
Ветер, огонь, шум небесный были знаками, видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии Святого Духа на апостолов они получили особые дары - дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.
Как рассказывается в Книге Деяний святых Апостолов, когда вдруг, после сделавшегося шума, ветра и сошествия огненных языков, апостолы заговорили на "иных языках", и даже на наречиях всех тех, кто в этот праздничный день собрался в Иерусалиме, то многих это не просто удивило. Кто-то стал насмехаться над апостолами, говоря, что "они напились сладкого вина". Но Петр, встав с одиннадцатью апостолами "возвысил свой голос", и начал проповедь. Петр говорил о том, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Которого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день по Воскресению вознесся на небо, и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на слышавших ее, что многие уверовали и начали спрашивать: "Что же нам делать?" И Петр ответил: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и Вы получите дар Святого Духа". Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч.
Так вот, День Святой Троицы - это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени - было явлено Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух. Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь "о великих делах Божьих" среди разных народов - каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол - дословно с греческого означает "посланник").
Накануне Праздника Троицы верующую отмечают Троицкую вселенскую родительскую субботу. В этот день Церковь особо поминает людей, по каким-то причинам не получившим христианского погребения, например, пропавших без вести или погибших в водной пучине. День вселенского поминовения усопших установлен перед праздником Троицы для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в мертвых, и в живых, и что для Бога все живы.
По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, до дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся, но в праздник Троицы коленопреклоненно читаются умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; в этих молитвах мы просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших: "да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойнее".
Иван Сергеевич Шмелев описывает, как в России до революции готовились к Троице: выезжали в подмосковные деревеньки - срубать молодые березки, покупали у садовником и крестьян ландыши, специально выращенные к Троице пионы, готовили купальни: на Троицу было принято пускать веночки по воде… Считалось, - и народные приметы, обычно, не обманывали - что на Троицу денек бывает красный, то есть солнечный, потому что "пошел Господь, во Святой Троице, по всей земле", но вот после Божественной Литургии может "замутиться" - то есть появятся тучи, а вот на следующий день - Духов день, "Господь может и громком погрозить".
Из года в год за вечерней праздника Троицы (по Уставу она совершается сразу после воскресной Литургии) звучат коленопреклоненные молитвы. Впервые после праздника Пасхи все церковное собрание молитвенно преклоняет колени пред Богом. Епископ или священник у открытых Царских врат читает длинные молитвословия.
Понедельник, наступивший после Дня Святой Троицы, посвящен именно Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы - Святому Духу, и называется Духов День.
Молитвы
Тропарь праздника, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 8
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/ Егоже от Отца послал еси// Божественным учеником Твоим.
Задостойник, глас 4
Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася,// како в виде огненных язык явися Дух Святый. Радуйся, Царице,/ матеродевственная славо,/ всяка бо удобообращательная/ благоглаголивая уста ветийствовати не могут,/ Тебе пети достойно,/ изумевает же ум всяк Твое рождество разумети.// Темже Тя согласно славим.
Важнейший догмат христианства звучит так: "Единый и единственный Бог существует в трех Ипостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Эти три Личности, три Ипостаси Бога - это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Эти три равновеликие, не сливающиеся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, три Лица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух - и есть Единый Бог". Этот догмат, это учение о Троице, о троичной сущности Бога не изобретение премудрых богословов, это истина, открывшаяся людям в какие-то моменты человеческой истории. Один из таких моментов и вспоминается в День Святой Троицы, на праздник Троицы.
В России День Святой Троицы всегда не просто любили, но и считали каким-то очень родным и радостным. Может быть из-за сложившейся традиции украшать в этот праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу праздника Святой Троицы с ветками березы в руках - их готовят накануне и приносят с собой в храм. И священники на Троицу в зеленых одеждах. Все это ликующе-цветущее убранство в церквях неслучайно: ведь в День Святой Троицы мы вспоминаем евангельское событие сошествия апостолов Святого Духа. Святой Дух - это Третья Ипостась Единого и Неделимого Бога. Святой Дух называют "Подателем жизни", значит очень символично то, что в церковную строгость Троицын день привносит биение весны и молодого лета. Тот, кто хоть раз был на богослужении Троицы в храме, на всю жизнь запомнит весеннее буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость настроения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято потом, высушив, бережно хранить - до следующего праздника.
А может, народ любил Троицу за то, что весь день был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Сразу после праздничного богослужения радость выплескивалась за стены храмов - в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем смысле, когда "гулять" означает пьянствовать.
Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Троице готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги - тоже с зеленью, например, с первым лучком и крапивой. Стол готовили пышным, праздничным, а вот пьянства не было. Троицын день был еще и праздником общения, объединения радостью: начавшаяся весна обязывала к работе, Троицын день - праздник, когда работать грех. А вот общаться самое время. Уже завтра - в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Бога - Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Троицу никто не работал - общались. Объединенные радостной тайной - явлением миру Богом Своих Лиц.
Удивительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома - Триединство Бога, была воспринята русским народом невероятно органично, без каких-либо умствований и колебаний, и это свидетельствовало о необыкновенной душевной чистоте нашего народа. Поразительная гармония и естественность образа Троицы Андрея Рублева (список иконы был в каждом храме) не столько определил, сколько с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога - Его Триединству.
Событие, которое легло в основу праздника Троицы, произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, отсюда еще одно название праздника - Пятидесятница. Давайте вспомним, что после Воскресения Христос еще 40 дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На 40-й день Он вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им силу проповедовать благую весть о том, что своим воскресением Христос победил смерть. И вот через 10 дней после Вознесения, а значит через 50 дней после Пасхи, ученики Иисуса и его мать Мария собрались вместе. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия. В этот день в Иерусалиме собрались не только ученики Христа. И неслучайно. В этот день, как сообщает Книга Деяний святых Апостолов, в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу - праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим пришли люди "из всякого народа под небом". Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в горнице, то, как сказано, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать".
Ветер, огонь, шум небесный были знаками, видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии Святого Духа на апостолов они получили особые дары - дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.
Как рассказывается в Книге Деяний святых Апостолов, когда вдруг, после сделавшегося шума, ветра и сошествия огненных языков, апостолы заговорили на "иных языках", и даже на наречиях всех тех, кто в этот праздничный день собрался в Иерусалиме, то многих это не просто удивило. Кто-то стал насмехаться над апостолами, говоря, что "они напились сладкого вина". Но Петр, встав с одиннадцатью апостолами "возвысил свой голос", и начал проповедь. Петр говорил о том, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Которого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день по Воскресению вознесся на небо, и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на слышавших ее, что многие уверовали и начали спрашивать: "Что же нам делать?" И Петр ответил: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и Вы получите дар Святого Духа". Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч.
Так вот, День Святой Троицы - это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени - было явлено Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух. Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь "о великих делах Божьих" среди разных народов - каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол - дословно с греческого означает "посланник").
Накануне Праздника Троицы верующую отмечают Троицкую вселенскую родительскую субботу. В этот день Церковь особо поминает людей, по каким-то причинам не получившим христианского погребения, например, пропавших без вести или погибших в водной пучине. День вселенского поминовения усопших установлен перед праздником Троицы для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в мертвых, и в живых, и что для Бога все живы.
По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, до дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся, но в праздник Троицы коленопреклоненно читаются умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; в этих молитвах мы просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших: "да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойнее".
Иван Сергеевич Шмелев описывает, как в России до революции готовились к Троице: выезжали в подмосковные деревеньки - срубать молодые березки, покупали у садовником и крестьян ландыши, специально выращенные к Троице пионы, готовили купальни: на Троицу было принято пускать веночки по воде… Считалось, - и народные приметы, обычно, не обманывали - что на Троицу денек бывает красный, то есть солнечный, потому что "пошел Господь, во Святой Троице, по всей земле", но вот после Божественной Литургии может "замутиться" - то есть появятся тучи, а вот на следующий день - Духов день, "Господь может и громком погрозить".
Из года в год за вечерней праздника Троицы (по Уставу она совершается сразу после воскресной Литургии) звучат коленопреклоненные молитвы. Впервые после праздника Пасхи все церковное собрание молитвенно преклоняет колени пред Богом. Епископ или священник у открытых Царских врат читает длинные молитвословия.
Молитвы
Тропарь праздника, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак праздника, глас 8
Егда снизшед языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки раздаяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/ Егоже от Отца послал еси// Божественным учеником Твоим.
Задостойник, глас 4
Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася,// како в виде огненных язык явися Дух Святый. Радуйся, Царице,/ матеродевственная славо,/ всяка бо удобообращательная/ благоглаголивая уста ветийствовати не могут,/ Тебе пети достойно,/ изумевает же ум всяк Твое рождество разумети.// Темже Тя согласно славим.
Молись и радуйся. Бог всё устроит.
Преподобный Паисий Святогорец
Преподобный Паисий Святогорец
-
- Всего сообщений: 2356
- Зарегистрирован: 10.11.2015
- Вероисповедание: православное
- Дочерей: 1
- Образование: высшее
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
С праздником Рождества Богородицы!!!
Отправлено спустя 1 минуту 8 секунд:Всем помощи Матери Божией и заступления!
-
- Всего сообщений: 638
- Зарегистрирован: 16.09.2019
- Откуда: Север России
- Вероисповедание: православное
- Образование: высшее
Re: Двунадесятые праздники.
С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!
"Человек достоин только ада и никак не менее, если он не достоин Небес..." (иером. Серафим (Роуз))
-
- Всего сообщений: 3756
- Зарегистрирован: 08.01.2018
- Откуда: Россия
- Вероисповедание: православное
- Ко мне обращаться: на "ты"
Re: Двунадесятые праздники.
С праздником дорогие!
С рождеством Богородицы!
С рождеством Богородицы!
О упокоении Андрея и Марии.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение