Первый год жизни малышапестушки и потешки

Модератор: Наталька

Аватара пользователя
Автор темы
ВераNika
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 4788
Зарегистрирован: 24.03.2012
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Вера
Сыновей: 1
Образование: среднее специальное
Ко мне обращаться: на "ты"
пестушки и потешки

Сообщение ВераNika » 11 июн 2018, 10:16

Фольклорная педагогика - пестушки и потешки для малышей

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием "пестовать" малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом - все это называлось и называется емким словом - фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Пра-бабушкино слово

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет "не по дням, а по часам". Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.
ПестушкиПестушки - от слова "пестовать" - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.


Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает "топотушки" его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.

Или:

"Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки".

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. - все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!


Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный "всплеск", потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое "обучение" малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, "подскоки" и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на "коня" ("саночки", "тележку" и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что- то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.


Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.


Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: "топы- топы", "цапы-цапы" совпадают с шагами, переступающего ребенка.

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ- топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!


Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели ...
Нет оладушек! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает "пойти" к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове <ладушки> складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками ("фонарики"), похлопывания ручками ("ладушки"), прикладывание пальчиков к головке ("ушки") и т.п.

Так, например, потешка "ладушки, ладушки" преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками "фонарики", затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у:
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).


В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!


Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут <расцветить>, эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.


Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...


С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный "учитель": вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело "вплетать" их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.


Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.


Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово "продает", соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на "раздает". Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:

А нашей Галеньке - в ручку.
Угощайся, Галенька, на здоровье!


Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки - "синь сарафан", у петушка - "золотой гребешок и шелковая бородушка", курочка - "рябушечка", гуси у бабуси - "один серый, другой белый". Звучные эпитеты и динамичные образы - все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который "рано встает, голосисто поет", "солнышко-колоконышко", щедро льющее "золото в оконышко" и т.д.:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Щелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

или:

Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей - травы нащипать,
Ей - на речку бежать,
Ей - козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Небылицы

Особый вид прибауток - песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Или

Была репа важная,
Дивилась бабушка каждая:
Одним днем
Не обойдешь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.


Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать.
Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Реклама
Владимировна
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 536
Зарегистрирован: 10.11.2015
Вероисповедание: православное
Дочерей: 1
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: пестушки и потешки

Сообщение Владимировна » 11 июн 2018, 12:46

Вера, какая красота, какое богатство! Мне кажется, что современной педагогике до этой народной педагогики надо еще дотянуться.

Аватара пользователя
Пиона
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7434
Зарегистрирован: 30.03.2011
Откуда: Екатеринбург
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Наталья
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: Педагог
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: пестушки и потешки

Сообщение Пиона » 11 июн 2018, 16:34

ВераNika, :chelo:

Я как-то давненько читала подобную статью . На опыте проверено,детки очень любят !
Владимировна:
11 июн 2018, 12:46
современной педагогике до этой народной педагогики надо еще дотянуться.
а вот как раз эти достижения сейчас широко используются в педагогике,особенно коррекционной :wink:
Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Евангелие от Луки, 10:38-42

Аватара пользователя
Автор темы
ВераNika
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 4788
Зарегистрирован: 24.03.2012
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Вера
Сыновей: 1
Образование: среднее специальное
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: пестушки и потешки

Сообщение ВераNika » 12 июн 2018, 02:12

Мне кажется что такое общение с малюткой гораздо лучше сюсюкания :oops: так как больше развивает речевые задатки крохи...

На лугу, на лугу
Стоит миска творогу
Прилетели две тетери
Поклевали, поклевали - улетели!

МАШЕТ ЛАПАМИ МЕДВЕДЬ,
ОБУЧАЕТ ДЕТОК ПЕТЬ:
ГРОМЧЕ ПОЙТЕ, МЕДВЕЖАТА,
ОТКРЫВАЙТЕ ШИРЕ РОТ,
ОЧЕНЬ ПЕСНЯ ХОРОША ТО
ПУСТЬ ПОСЛУШАЕТ НАРОД!"
МЕДВЕЖАТА ТАК ЗАПЕЛИ,
ЧТО ПОПРЯТАЛИСЬ ВСЕ ЗВЕРИ!

***
С КУРИЦЕЙ ИгРАЮТ В ПРЯТКИ
НЕПОСЛУШНЫЕ ЦЫПЛЯТКИ
КТО НА ГОРКЕ ВЫСОКО
КТО ВНИЗУ В ПЕСОЧКЕ
МАМА ХОДИТ - КО-КО-КО
ГДЕ МОИ ЖЕЛТОЧКИ?

***
ДО ЧЕГО ХОРОШ МИШУТКА!
ХВАЛИТСЯ МЕДВЕДИЦА
У НЕГО ГУСТАЯ ШУБКА
И ГЛАЗЕНКИ СВЕТЯтСЯ
ПОЛЮБУЙТЕСЬ ЕЖ И УТКИ
НЕТ КРАСИВЕЕ МИШУТКИ!!



КОШКА МЫШКАМ ГОВОРИЛА
КАШКИ МНОГО Я СВАРИЛА
ВЫЛЕЗАЙТЕ ИЗ ПОДВАЛА
НАЕДАЙТЕСЬ ДО ОТВАЛА
МЫШИ ПИСКНУЛИ В ОТВЕТ
НЕ ПОЙДЕМ НА ТВОЙ ОБЕД
ЛУЧШЕ НАМ БЕЗ КОШКИ
ЕСТЬ В ПОДВАЛЕ КРОШКИ!


Сорока, сорока!
Где была? -Далеко!
Печку топила, кашу варила,
Гостей созывала. Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:по воду
Не ходил, он дров не рубил,
Печку не топил, кашу не варил.

Баба сеяла горох-
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок-
Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.

Баба встала на носок,
А потом на пятку.
Стала русского плясать,
А потом вприсядку!

Где блины, тут и мы,
Где с маслом каша,
Тут и место наше.

Стишок для купания:

Водичка, водичка, умой (имя.ребенка..) личико
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели
Чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок

Потешки-прибаутки
ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА
Мы пойдем сейчас гулять,
Но не будем замерзать.
Чтобы нам теплее стало,
Завернемся в одеяло!
Ленточка яркая!
Одеялко жаркое!
Только глазоньки да нос!
На прогулку! На мороз!

УМЫВАЛОЧКА
Глазки, вы будете в жмурки играть?
Мы в ванную срочно идем умывать
Щечку одну и щечку другую,
Умоем улыбку твою озорную.
А в глазках мешается капелька сна:
Мы глазки умоем, ты нам не нужна!
Я твой подбородушек мыть не боюсь,
Хотя тянешь шейку ты важно, как гусь!
Ты помнишь, как пар паровоз выпускал?
Вот нужно, чтоб носик твой так же сказал!
А лобик умоем особым путем,
Чтоб светлые мысли рождалися в нем!
Вот мы и умылись с тобой не спеша…
Нет чище теперь моего малыша!

ТРАПЕЗНАЯ
Кушай молочко, родной!
В этой капельке одной
Пряный вкус весны и лета,
Наша грусть зимой об этом,
Дедушки и бабушки,
Песенки и ладушки,
Нежность и тревога,
Долгая дорога
В жизнь,
Что будет так легка
С этой каплей молочка.

ПОХОДНАЯ
Наша девочка пошла!
Стала комната мала.
Тренировки — каждый час,
Крепнут ноженьки у нас!

ГОРШОК-ДРУЖОК
Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай мамочке сюрприз!

СОЛИСТ
Непоседа-малышок,
Светлая головушка,
Заливается, поет,
Прямо как соловушка!
Не беда, что нет уменья,
Много радости от пенья!

Стишки-прибаутки
ДОЖДИК-ОЗОРНИК
Кап да кап, да кап… С дождем
Не пойти играть с мячом…
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти —
Лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет,
Уходить не помышляет!
Неужели одному
Хорошо гулять ему?

ЗАСЫПАЛОЧКА
Раз, два, три, четыре, пять!
Мама с Полей (Катей, Мишей…) будут спать.
Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.
Раз, два, три!
Ничего не говори.
Раз, два!
На подушке голова…
Закрываются глаза и…
Раз! Сладкие сны для нас…


ПРОСЫПАЛОЧКА
Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама — просто любит!

БУДЬ ЗДОРОВ!
Я шепчу почти неслышно:
«Я люблю тебя, малышка!
Каждый пальчик сладкий твой,
Носик кнопочкой смешной,
Он чихает, как большой!
Будь здоров, мой золотой!»

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ
Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Полюшеньке (Наташеньке, …) велели:
(или: И всё Насте (Пете,…) съесть велели!)
Доченька послушала
И всю кашку… скушала!

ЛЮБИМАЯ ВНУЧКА
Нашу детку ласточкой
Называет мамочка.
Нашу детку лапочкой
Называет папочка.
Нашу детку заюшкой
Называет бабушка.
Только дедушка сказал
Строго всем и громко:
«Вы избалуете так
Нашего ребенка!
Ничего особенного
В нашей ляльке нет!»
Только млеет почему-то
Глядючи на внучку дед.

ЛАДУШКИ
Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

ПРИЛЕТЕЛИ ТРИ ГРАЧА
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

ДОЖДИК
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

КУДА БЕЖИТЕ, НОЖКИ?
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

РАДУГА-ДУГА
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

ВАНЯ, ВАНЯ, ГДЕ ТЫ БЫЛ?
— Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

КУША, КУША, КУШЕЧКА
Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко —
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.
Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

ПЕТУШОК — ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

ТЕНЬ-ТЕНЬ, ПОТЕТЕНЬ
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!


КОШКУ ГРАМОТЕ УЧИЛИ
Раз, два, три четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.

Я СИДЕЛА НА РЯБИНЕ
Я сидела на рябине,
Меня кошки теребили,
Малые котяточки
Царапали за пяточки.

СОВУШКА-СОВА
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

БОЖЬЯ КОРОВКА
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА
— Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

СОЛНЫШКО, СОЛНЦЕ
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!

УЛИТКА
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

ОСТРАЯ ИГОЛКА
Острая иголка,
Колкая иголка,
Не коли мне пальчик,
Сшей сарафанчик!

ОЛАДУШКИ
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

ЛЮЛИ, ЛЮЛИ, ЛЮЛИ
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА
— Курочка-рябушечка, куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

ПОШЕЛ КОТИК НА ТОРЖОК
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

МИШУТКА
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка!

МАША
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

КАТЯ
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.

ВОДИЧКА, ВОДИЧКА
Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

КАК РАСТАЯЛ МЕСЯЦ
Как растаял месяц, золотые рожки,
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки висят
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Расти, коса, расти, коса,
До пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька,
До пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ
Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет —
Забодает,
Забодает,
Забодает!

ПОЕХАЛИ, ПОЕХАЛИ
Поехали,
Поехали
За грибами,
За орехами!
Приехали,
Приехали
С грибами
Да с орехами!

НЕ ПЛАЧЬ
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

РАЗДЕНЬТЕ МЕНЯ
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК
(пальчиковая игра)
(Пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик-пальчик, Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)


Расти, Маша, выше, до хором, до крыши.
Расти, не балуй, маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины да с дом вышины.

Хорошеньким - хорошок.
Пригоженьким - пригожок.
Стройненьким - стройнячок,
А родненьким - родняшок.

Чушки, вьюшки, перевьюшки (взяв ручки малыша в свои, крутите их друг вокруг друга), Тимбирлим сидит в кадушке (Постучите кулачками ребенка друг о друга так, чтобы ручки соприкасались не костяшками пальцев, а ребрами ладошек); А мы его по макушке (пунктирными движениями осторожно приближайте ручки малыша к его голове); Бац-бац-бац (в этот момент очень нежно "потюкайте" кроху по головке его же кулачками. На этом месте удовольствие ребеночка обычно достигает пика).

Как успокоить ревушку:

Ах ты, кокля-мокля, глазонъки промокли.
Кто будет Машу обижать, того рога будут бодать.
Придет киска не спеша и погладит малыша.
Мяу-мяу, скажет киска, наша крошка хороша.

Старинная гимнастика:

вот во что поиграть с малышом, который все же готов немного развлечься.
Тушки-татушки, испекли ватрушки (мама водит ручками ребенка вверх-вниз, "встречаясь" ладошками, - это напоминает движения музыканта, играющего на тарелках), на окно поставили (руки с определенным усилием опускаются на животик), остывать оставили (машем ручками). А пшеничный пирожок - он на опарышке взмешен (тут ребеночка надо нежно прощипать-промять от животика до плеч), так высо-о-оконько-высок! (Ручки ребенка поднимаются к макушке.) Это "высо-о-оконько" нужно выделить голосом, который "взлетает" вверх так же, как и ручки смеющегося от удовольствия малыша.


А вот уже настоящая гимнастика:
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), прилетели две тетери (строчка произносится по слогам, и одновременно с каждым слогом мама короткими бодрящими движениями, напоминающими детские "саечки", проходит по бочкам малыша снизу вверх), поклевали (два маминых пальца "скачут" вверх по центру малышового живота), улетели (снова сделайте малышу "саечки" или же, наоборот, успокойте кроху нежными поглаживаниями).

Прямо свое детство вспомнила. :-D И сыночек на многих таких потешках вырос. :oops:
В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать.
Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Аватара пользователя
Автор темы
ВераNika
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 4788
Зарегистрирован: 24.03.2012
Откуда: Россия
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Вера
Сыновей: 1
Образование: среднее специальное
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: пестушки и потешки

Сообщение ВераNika » 12 июн 2018, 23:35

Девочки, можно записать на диктофон на мобильном, чтобы легче учить было. :)
В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать.
Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Аватара пользователя
Юлия
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 8930
Зарегистрирован: 26.08.2010
Откуда: М.о.
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Re: пестушки и потешки

Сообщение Юлия » 14 июн 2018, 15:55

ВераNika:
12 июн 2018, 23:35
чтобы легче учить было
Воооо, это учить же нужно :-D
чтоб применять в тему, а не просто как книжку читать... :)

Аватара пользователя
Пиона
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 7434
Зарегистрирован: 30.03.2011
Откуда: Екатеринбург
Вероисповедание: православное
Имя в крещении: Наталья
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: Педагог
Ко мне обращаться: на "ты"
:
Призёр фотоконкурса
Re: пестушки и потешки

Сообщение Пиона » 14 июн 2018, 15:58

Юлия, я с Полиной как книжку читала,а с Дарьей уже наизусть :wink:
Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Евангелие от Луки, 10:38-42

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Первый год жизни малыша»