Создала новую темку..просто не нашла,куда можно уписать то,что захотелось..
Знаю,что для воцерковленных людей ничего страшного в слове "смерть" нет.столько на эту тему книг написано,и проповедей сказано батюшками... Но каждая новая смерть близких повергает меня в раздумья.раздумья о том,как все происходит,и в душе все переворачивается при этом от соприкосновения с вечностью..
Каждый раз меня пробивает насквозь то, что очень многие люди знают о том,что именно сейчас они
умрут.сейчас рассказали,как вчера умирал мой крестный.после инсульта он долгое время был не в себе.а вчера он был в ясном сознании.давал всем наставления.и потом сказал своей
жене:"ну,Нин,все.пока.ТАМ встретимся."ручкой помахал ей,захрипел и умер... Господи,упокой душу его.дивны дела Твоя,Господи.
Упокой Господи, душу раба Твоего.
У нас сейчас о смерти размышлений много. Слишком много крови вокруг и смертей....
У меня на глазах умирала прабабушка. Дала, также, всем наставления, а потом спокойно отошла в мир иной. Ей было лет 100 (мы и сами не знаем точного года рождения) Думаю, она ждала этого дня. А вот бабушки умирали в муках... Это было уже тяжело. А за последнее время у нескольких знакомых близкие родственники погибли молодыми. Буквально, сегодня мы запечатывали землю (где похоронили не знаем) Вот и мыслей в голове целый день...
Мы несколько раз попадали под обстрелы. А еще самолет, который над самой головой сбросил снаряд. Но... я не скажу, что не было страшно. Просто такая вера в Бога просыпается, сильнее на много, чем чувство страха. И, в первую очередь, думаешь о близких. Когда закрываешь собой детей, почему-то не страшно за себя. Все сидели в подвалах, а я с иконой и молитвой обходила по несколько раз дом....
*****
Я работаю с категорией больных, с которыми нет возможности общаться. Они находятся в крайне тяжёлом состоянии, под сильной медикаментозной загрузкой, часто без сознания или им настолько тяжело, что они потом даже не помнят, что с ними происходило. Но мы часто приглашаем священника в отделение, никогда не отказываем в таких просьбах родственникам, иногда сами, если видим крестик на груди, подсказываем, что это возможно. И вот, как реаниматолог, я часто наблюдала непосредственно по мониторам изменение состояния больных во время совершения церковных таинств.
У нас был один ребёнок полуторагодовалый после страшной аварии, он вылетел через лобовое стекло – тяжелейшая черепно-мозговая травма, скальпированная рана, массивная кровопотеря. Привезли его в приёмный покой практически в предагональном состоянии. Сначала думали: «Господи, только бы довезти его до реанимации, умирает ребёнок!» Успели. Кровотечение остановили, делали всё, что нужно, но никто не верил, что он выживет. Ребёнок находился на искусственной вентиляции лёгких, без сознания. И я не верила – настолько тяжёлое было состояние! Прабабушка его, воцерковлённая, пригласила иеромонаха Серафима (Рошку), он ребёнка крестил. Дежурный врач мне утром передаёт: «Отец Серафим после крещения обмолвился, что ребёнок будет жить». Честно говоря, я не поверила. Но мы продолжали делать всё, что от нас зависело, и ребёнок пришёл в сознание, выжил. Это было первое чудо для меня.
В прошлом году аналогичный случай произошёл с нашим врачом анестезиологом-реаниматологом. Тяжёлая автодорожная политравма: тяжелейшая черепно-мозговая травма, перелом позвоночника. Мы всё делали, что могли, но показатели крови у него оставались крайне низкими. Мозг страдает, а мы ничего сделать не можем! Непонятно, почему они не поднимаются: мы и вентиляцию лёгких проводим, и кислород даём, и режимы меняем, и давление держим, и в лёгких патологии нет… У меня уже руки опустились. Стоим и не знаем, что предпринять. Мама у него верующая, спрашивает: «Мне что делать?» Я говорю: «Бегите в храм». Был праздник Троицы, и после Литургии игумен Иннокентий пришёл. Священник начал соборовать, а мы стояли бригадой, молились и смотрели на приборы. Пульсоаксиметр показывает степень насыщения крови кислородом. В норме эти показатели – 100, ну не ниже 90, а у коллеги нашего было 82. Он лежит синий, гипоксичный. «Ну, хотя бы 88! Хотя бы 90!», – молимся. Мы ничего не делаем, стоим и видим по монитору, как показатели меняются: 85 – 88 – 92 – 95, к концу Таинства соборования наступила стабилизация. К утру было уже 98, он пришёл в сознание. Отец Иннокентий навещал его, беседовал, исповедовал, причащал.
Врач наш не воцерковлён до этого был. Но вспоминает: «Я очень ждал прихода батюшки, от него шла такая благодать!» Он плохо помнит, как мы его лечили, но ощущение благодати при разговоре со священником очень хорошо запомнил. Восемь месяцев доктор наш был на больничном. Когда мы посылали его на консультации в центральные клиники, там такие речи были… «Не жилец», «глубокий инвалид»... Из Якутска приезжали нейрохирурги, давали очень плохие прогнозы по позвоночнику. А он вышел на работу, восстановился полностью, к радости нашей. Это теперь совсем другой человек. Вот чудо, которое мы наблюдали своими глазами!
Даже неверующие доктора это видят. Например, заведующая детским отделением говорила, что когда мамочки приносят святую воду, иконы, у детей наблюдается положительная динамика: «Если я вижу, что появляются эти вещи, – она показала на иконы, – я успокаиваюсь, значит, всё будет хорошо. А если у мам в голове много тараканов – экстрасенсы, гороскопы, целители и т.д., то очень тяжело их детей лечить».
Бывают крайне тяжёлые больные, с массивным кровоизлиянием, допустим, в головной мозг, когда смерть мозга происходит – уже не человек лежит фактически. Мы тогда сердце поддерживаем, отключать аппарат не имеем права. Понимаем, что мозг мёртвый, тем не менее, поим человека, кормим, поддерживаем давление, и бывает, это длится довольно долго, хотя надежды нет. Но после соборования обычно наступает остановка сердца: душа получает то, что ей было нужно, и больной спокойно умирает. Эти случаи тоже монитором фиксируются, даже сам отец Иннокентий видит это: всё, душа освобождается.
Несомненно – и вера помогает, и таинства церковные, и молитва. Очень важна молитва родственников, молитва в храме. И мы сами обязательно за своих пациентов молимся. Когда соборование идёт, если кто-то свободен, мы обязательно молимся вместе со священником.
Елена Владимировна ЛЬВОВА, заведующая отделением анестезиологии и реанимации Центральной районной больницы, г. Мирный
***
"Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.
Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».
Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».
И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.
Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».
Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.
Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».
Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.
И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.
В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».
Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.
Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»
Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка"
Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук.
Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил». Но на самом деле и приходили, и приходят.
Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. Пройдя финскую войну, когда он уходил на фронт в 1941 году, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала:
— Откуси. Придешь — и доешь.
Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры. Он вернулся в 1946 году — и доел. Пятьдесят два года прослужил священником. Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал:
— А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили.
— Что, приснились? — спросила она.
— Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам».
Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал такой спокойный... Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил... И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную. Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное!
Добрый день, Батюшка!
Недавно события моей жизни заставили меня бояться смерти.У меня случилось жуткое отравление и мне казалось, что я побывала в аду.Потом поставили ошибочный диагноз-доброкачественную опухоль мозга, но по итогу это оказалась...
Дорогие прихожанки, давайте пообщаемся здесь на эту важную тему.
Принято не говорить о смерти, но она так же естественна, как и рождение. Воспринимается для большинства как нечто ужасное, но это наверное защитный механизм нашей психики от напрасной...
Последнее сообщение
QHHJZ0V4xCk
Отправлено спустя 1 минуту 20 секунд:
Девочки, душевно говорит...
Добрый день. Потеряла долгожданного ребенка на 9 месяце беременности. Доченька перестала шевелиться, родила уже мертвую. Какой ужас, не могу смириться до сих пор, не могу успокоиться, и в этом осталась одна, близкие уже устали успокаивать... думаю о...
Последнее сообщение
198859 при виде колясок и беременных впадала в слезы.
я до сих пор плачу. И до сих пор больно. Но я верю, что для чего-то нужно было пройти и через это.
Мой вопрос.Признаю право Бога владычествовать.Но смутно представляю,какими будут люди,что станут жить в Раю.В Новом мире не будет болезней-это понятно,иначе не может быть вечной жизни. А вот: не будет страданий..... Насущных-понятно,не будет зла в...
Последнее сообщение
прот. Андрей , спасибо, не только вопрошающим, но и нам очень интересно читать ваши ответы :)
Сегодня очень сильно поругались с 6 летней дочкой, со злости пожелала ей смерти, что мне делать очень ее люблю и не понимаю даже как такие слова сорваться с языка могли, очень теперь боюсь и переживаю, ведь молитвы матери самые сильные, а вдруг злые...
Последнее сообщение
корее всего детка подарочная,...вообще эти комочки щастья умеют бить в болевые точки удивительно точно....
умеют, знаю, но не по своей дочке, а по родной сестре. Вот у нее с малолетства такой талант...